Политика Деньги карельских пассажиров уходят в офшоры?

Алексей Владимиров
№21 (1044) 25.05.2016

Многие жители Карелии не раз задавались вопросами: почему край, богатый лесами и полезными ископаемыми, – один из самых бедных в России, и куда уходят наши деньги? В республике идет «оптимизация» образования и здравоохранения, сокращается промышленность, деградирует транспортная инфраструктура в районах. Процветают только фискальные органы и всевозможные чиновничьи ведомства. Разберемся с этими вопросами на примере общественного транспорта карельской столицы.

Если зайти на официальный сайт администрации Петрозаводского городского округа в раздел «Транспорт и дороги», можно найти пассажирские транспортные предприятия, которые обслуживают местное население. Обратим внимание на ООО «АТП № 4 «Тосноавто» (ИНН4716027709).

Напомним: что в августе 2013 года, когда в Карелию уже был назначен губернатором выходец из Ленинградской области Александр Худилайнен, а городскую администрацию возглавлял Николай Левин, в карельской столице прошел скандальный конкурс на обслуживание 20 автобусных маршрутов. Почему скандальный? Потому что изначально его результаты предполагалось объявить в конце июня, однако по решению Федеральной антимонопольной службы муниципальным чиновникам пришлось изменить первый вариант конкурсной документации и провести конкурс повторно. Принять участие в этом конкурсе изъявили желание 10 компаний, но допущены к нему оказались девять, а победителями были признаны только семь фирм, шесть из которых представляют интересы питерского бизнеса. Многие местные перевозчики остались не у дел и разорились. Водители лишились работы, а их семьи – средств существования.

Фирма «АТП №4 Тосноавто» из Ленинградской области попала в число победителей. На первый взгляд, ничем не примечательная компания, уставный капитал – 20 тысяч рублей, руководитель – петербуржец Леонид Паскипарт. Учредителями ООО «АТП №4 Тосноавто» являются ООО «Автотранспортная компания» (ИНН 7819030096) и некая госпожа Ишевская, фигура в сфере пассажирских автоперевозок в Северной столице весьма любопытная. А теперь посмотрим, что из себя представляет ООО «Автотранспортная компания». Это уже фирма серьезная, с очень солидным уставным капиталом: 216 815 087.42 рубля. Руководит ею все тот же господин Паскипарт. Кто же является учредителем ООО «Автотранспортная компания»? А это – ООО «Дарапти» с уставным капиталом 10 тысяч рублей и… господин Паскипарт.

Откуда же у ООО «Автотранспортная компания» тогда такой огромный уставный капитал? Ответ найти не сложно: еще одним ее учредителем является офшорная Международная производственная и торговая компания «Консалтинвест ЛТД», зарегистрированная на Британских Виргинских островах (BVI). Именно этой офшорной компании и принадлежит львиная доля уставного капитала – 216810910,5200 рублей.

Примечательно, что в информации ООО АТП № 4 «Тосноавто» для пассажиров указан не адрес, по которому предприятие зарегистрировано в Ленинградской области, а карельский: г. Петрозаводск, ул. Путейская, д. 5.

Опять заглянем на сайт администрации Петрозаводского городского округа и увидим, что по этому адресу указано еще несколько транспортных предприятий: ООО «Транспортная компания», ООО «АТП 2», ООО «АТП», ООО «Авто Сити», ООО «АТП 3». Все эти фирмы прямо или косвенно связывают с крупнейшей на российском рынке пассажирских автоперевозок транспортной компанией «Питеравто». А также с депутатами, чиновниками и политиками Карелии.

Посмотрим выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, касающуюся ООО «Питеравто» (ИНН 7819027463). Уставный капитал у компании тоже весьма солидный– 291424200 рублей. А в учредителях видим уже знакомые нам фирмы и частные лица: ООО «Дарипати» и ООО «Автотранспортная компания», которыми руководит Леонид Паскипарт, все та же офшорная Международная производственная и торговая компания «Консалтинвест ЛТД» и, наконец, Зинаида Ишевская. В этой фирме ее уставной капитал не каких-то 5 тысяч рублей, а 51116700 рублей.

Что такое офшор? Это страны, в которых предоставляется щадящий налоговый режим. Налоги там либо вообще отсутствуют, либо мизерные. Использование офшорных компаний для ухода от налогообложения в своей стране – это мировая практика. Но, пожалуй, нигде ими не пользуются так масштабно, как в России. Сложно себе представить, чтобы практически вся нефтедобывающая отрасль Норвегии принадлежала компаниям Британских Виргинских островов, а лесопереработка Финляндии – компаниям, зарегистрированным на Кипре. В России же именно так. С помощью офшоров не только уходят от налогов, но и защищают собственность от рейдерских захватов. Речь идет о малом и среднем бизнесе, так как владельцы крупнейших предприятий, которые вхожи в высшие круги власти, и так защищены.

Еще в офшорах есть строгие правила – собственники компаний не раскрываются. Это позволяет, избегая огласки, включить в число бенефициаров (тех, кто получает прибыль. – Прим. ред.) компании представителей органов власти разных уровней и силовых структур РФ. Именно из-за этого в России и не предпринимается каких-либо действенных мер по предотвращению масштабного увода денег из страны в офшоры.

Не потому ли такое трепетное отношение у главы Карелии к разным офшорным компаниям? В прошлом году в Ленинградской области разразился громкий скандал, когда офшору братьев Зингаревичей администрацией Гатчинского района, которой руководил прежде Александр Петрович, было продано около тысячи гектаров земли вместе со стратегическим объектом Министерства обороны России. Теперь выясняется, что в разваливающейся на глазах республике успешно действует еще один офшор, который заправляет общественным транспортом карельской столицы.