Тема номера Плата за воздух

Губерния
№24 (1047) 15.06.2016

Когда мы писали про плату за общественно-домовые нужды (ОДН), то были в смятении и недоумении. Абсурд же! Огромное количество людей не один год получали за это ОДН немыслимые счета и не могли понять, откуда берутся начисления (ну не может, скажем, плата за лампочку в подъезде в несколько раз превышать плату за все электроприборы в квартире). Впрочем, как оказалось, при начислении коммунальных платежей существуют и более изощренные способы отъема денег у населения. Например, плата за то, чего нет.

5000 рублей за просто так

Жители поселка Энгозеро Лоухского района долгое время страдали от того, что зимой батареи в квартирах холодные. Постоянно!

– Температура воздуха в квартире была такой, что в комнате с балконом замерзал суп, – вспоминают сельчане. – Детей дома кутали, сами ходили в тёплой одежде. Всегда простывшие.

Качество отопления никак не отражалось на счетах за него.

– Мы писали жалобы, обращались во все инстанции, но на нас никто не обращал внимания, – рассказывает Надежда Шидловская. – Потом мы избрали депутата, которая все-таки стала заниматься нашим вопросом. На тот момент в котельной с тремя котлами работал уже только один котёл. Теплосети износились.

– Трубы у нас идут не под землей, а по улице. Сверху они всегда были закрыты деревянными щитами, но потом что-то произошло (была какая-то авария), и экскаваторами все эти щиты повыворачивали. И без того плачевная ситуация стала еще хуже, – показывает фотографии соседка Надежды – Елена.

Чтобы прогреть квартиры, люди пользовались электроприборами и в результате оплачивали большие счета за электроэнергию, продолжая при этом в полном объёме платить за тепло, которое, по идее, должны были давать батареи. Так продолжалось вплоть до 2004 года. А потом терпение у сельчан лопнуло, и они решили избавиться от того, от чего нет никакого толка, – от системы теплоснабжения.

– Реализовать задуманное было непросто, – признается Надежда. – Мы писали заявления, вызывали комиссию из ЖЭУ. Мы бесконечно делали замеры температуры и составляли об этом акты. В результате комиссия, изучив ситуацию, обратилась в местную администрацию с уведомлением о том, что собирается разрешить людям отключение от теплоснабжения. Администрация не возражала.

Энгозерцы старались соблюсти все правовые нюансы: дали друг другу официальные разрешения на ликвидацию батарей, официально заверили результат и т.д. Казалось, что проблема решена.

– Компания, которая до прошлого года обслуживала тепловые сети Энгозера, получив акты демонтажа теплового оборудования и заявления от людей, денег за тепло, которое не поставляла нам, не просила. Мы и жили спокойно, – говорит Надежда.

Но по весне люди начали получать «письма счастья». Оказалось, что еще осенью у тепловых сетей сменилась эксплуатирующая организация, которую не очень-то интересует, есть в квартирах энгозерцев батареи или нет. Ей нужны деньги. Да еще какие. Например, за мнимое отопление трехкомнатной квартиры – 5200 рублей. Что примечательно: о существовании счетов за тепло местные жители начали узнавать тогда, когда их «долги» уже достигли приличных сумм. Например, долг Надежды Шидловской к тому моменту, когда она о нем узнала, достиг уже

37 тысяч рублей.

– Откуда такие цифры? Какая тепловая энергия? У нас голые стены. Батарей нет. А у некоторых даже стояков нет, потому что они отрезались от отопления целым подъездом, – говорит женщина.

– Причём всего этого нет у людей уже многие годы: от 9 до 13 лет, – добавляет ее соседка.

Вы кто?

– Получив счета, мы начали выяснить, кто их выставляет, – рассказывает Надежда. – Я две недели потратила на то, чтобы дозвониться до них, но ни по одному телефону не смогла этого сделать. И тогда я приехала в Петрозаводск. Пришла и говорю: «Вы кто?» На что они мне честно ответили: «Мы хотим с вас денег». «За что?» – спрашиваю. «За отопление», – отвечают. Я им говорю: «У нас отопления нет». На это они мне ответили, что раз изменения в технические паспорта не внесены (а этот момент действительно сельчане упустили, но сейчас уже все изменения внесены. – Прим. авт.), значит отопление есть. Тогда я попросила их предоставить расчет выставленных нам сумм: сколько они потратили на нас? Сколько угля завезли? Если раньше 30 вагонов угля приходило в поселок, то сейчас приехали два грузовика на сезон.

Разумеется, никаких расчётов жителям села никто предоставлять не собирается. Так же, как и отказываться от выставленных счетов. На одного из жителей поселка теплоснабжающая организация уже подала в суд.

– Видимо, решили на нем опробовать, на чьей стороне в этой ситуации окажется суд, – говорят жители Энгозера. – Если суд примет их сторону, остальные иски не заставят себя долго ждать.

Понимая это, сельчане обратились за помощью к юристу, который теперь представляет их интересы в суде. Одно заседание уже состоялось. Это было в Лоухах. Но потом суд ушёл в отпуск, и теперь иск начнут рассматривать по новой. Теперь уже в Беломорске.

– С нас хотят получить плату за тепловую энергию, которую они нам якобы предоставляли с 1 октября 2015 года (с того момента, как они появились и начали отопительный сезон) по 21 апреля 2016 года (до момента предоставления нами документов из БТИ с внесёнными изменениями), – говорит Надежда Шидловская. – Ни тепла, ни батарей. За воздух, будьте добры, заплатите.

– В своем роде это действительно уникальная ситуация, – говорит юрист ответчиков Дмитрий Шамин. – Это то же самое, что человек бы пришел в парикмахерскую без головы, а ему бы потом выставили счет за причёску. Истец говорит о том, что он поставлял услугу, а то, что люди эту услугу принять не могли, – это проблема людей.

На самом деле, придумано гениально. Так ведь, если дело в суде выгорит, на этой поляне можно хорошо развернуться. Например, можно начать выписывать квитанции за уборку девяти этажей в пятиэтажных домах, ведь уборщица готова была убрать все девять.