Семья Татьяны М. снимает две квартиры и питается исключительно в кафе. И делает это вовсе не из стремления к красивой жизни. В доме №24 по улице Ватутина, где супруги с ребенком снимают квартиру, вот уже две недели нет электричества.
– Мы живем здесь с апреля, – рассказывает Татьяна. – Дом не достроен и не введен в эксплуатацию, жилой только один подъезд на 16 квартир, но на стоимости аренды это не отразилось. Регулярно отключать свет стали с 1 июня. Сначала с 10:00 до 13:00, потом еще с 16:00 до 19:00. А две недели назад мы остались без электричества вообще. Теперь приходится на выходные снимать еще одну квартиру посуточно, чтобы как-то помыться, постирать, приготовить еду, в течение недели обедаем в кафе – в доме у нас электроплиты, невозможно даже чайник вскипятить. Понятно, что это дополнительные траты, которые нам никто не возместит. Стираем вручную, научились мыть голову холодной водой. А ведь на каждом этаже живет как минимум одна семья с ребенком или детьми! На балконе у меня стоят кастрюли, чтобы вода хоть чуть-чуть нагревалась на солнце.
При этом жильцы единственного подъезда утверждают: плату за электричество вносят регулярно. Дом еще не введен в эксплуатацию, поэтому деньги перечисляют застройщику – ООО «КИМК». К нему же обратились, когда дом оказался обесточенным.
– Руководитель организации Николай Николаевич Житков созвал нас на собрание и сказал, что электричество отключил «Энергокомфорт» и выставил огромный счет – несколько сотен тысяч рублей. ООО «КИМК» с такой суммой не согласно и будет оспаривать ее в суде. Правда, по его словам, исковое заявление было возвращено, потому что не соблюден досудебный порядок разрешения спора. Нам предложили потерпеть. Никаких документов мы не видели. Сумма долга называется все время разная – сначала 370 тысяч, а потом уже другой сотрудник КИМК заговорил о 580 тысячах и спросил: согласны ли мы разделить ее на всех жильцов дома? При этом никто не говорит, сколько мы еще будем сидеть без света. Вчера пытались до КИМК дозвониться, там вообще никто трубку не берет, – продолжает Татьяна.
Галина Д. арендует небольшое помещение под парикмахерскую в соседнем здании – на ул. Ватутина, 31-а. На работу приходит, чтобы дождаться заранее записавшихся клиентов и объяснить им, что сделать прическу или укладку сейчас невозможно. А дни, проведенные на работе вхолостую, отмечает в календаре крестиками.
– Мы вынуждены не работать. Клиентам честно говорю, что могу приехать к ним домой или отвезти их к себе, но не всех это устраивает. Мы теряем даже не деньги, мы теряем клиентов. А главное, я никому не могу сказать, когда все это закончится. Обидно до слез. Мы снимаем здесь помещение почти 10 лет, все эти годы создавали себе репутацию, а теперь люди ведь ждать не будут, просто уйдут в другое место. Генератор для нас не выход – его мощности не хватит для парикмахерской. Да и накладно это – сотрудники соседнего офиса подсчитали, что в день на его заправку уходит почти 1000 рублей.
Галина показывает платежки за несколько лет – у парикмахерской нет ни копейки долга. Оплата перечислялась регулярно на счет организации под названием «Фонд КИБИ».
– Когда нам заявили, что свет отключен за неуплату, у меня, знаете, какой шок был! – продолжает Галина. – В «Энергокомфорте» сказали, что деньги к ним не поступали. Получается, мы на эти расчетные счета отправляли деньги, но они не доходили до поставщика услуги? Сколько времени они не поступали? У нас все документы есть, через Сбербанк оплата проходила.
В здании около 10 помещений, которые сдаются в аренду. На многих дверях появились сообщения, что организация не работает по техническим причинам. А вот у сотрудницы мастерской по ремонту обуви Светланы Ю. работы прибавилось. Не спасает даже подключение к электричеству в одной из квартир ближайшего дома – мощности хватает только на пару лампочек:
– Две недели мучаемся. Принимаю обувь – что могу при «лампочке Ильича» делаю, а остальное несу домой к нашей начальнице. У нее свой дом, там мы и ремонтируем, потом приносим обратно и выдаем заказы. Представьте, бегать туда-сюда и таскать обувь сумками! Николай Николаевич Житков сказал, что свет будет в ближайшие дни. И зависит это не от него, а от электриков, которые должны все подключить.
Так две разные организации оказались связаны одним именем. Действительно, в интернет-справочниках Николай Николаевич Житков указан как президент фонда «КИБИ» и директор ООО «КИМК». Располагаются организации по одному адресу – ул. Чкалова, 47. В офисе нас встретила вежливая секретарь и сообщила, что самого Николя Николаевича, к сожалению, нет на месте. Из телефонного разговора мы узнали, что он занят решением вопроса и готовит необходимые для подключения дома документы.
А вот представители ООО «Энергокомфорт» охотно поделились своим видением ситуации. Как выяснилось, у энергетиков целые две причины, чтобы отключить дома от электричества. Первая – долги застройщика и вторая, не менее серьезная – временная схема подключения.
– Временная схема рассчитана на минимальное потребление, которое необходимо строителям для работы, – пояснили в «Энергокомфорте». – А когда в дом въезжают люди, потребление энергии увеличится в разы. Если здание не введено в эксплуатацию, значит, не выполнены технические условия, предусмотренные Петрозаводскими коммунальными системами. А в таком случае объект положено отключать, иначе может возникнуть пожар.
Энергетики утверждают – в дом, который не введен в эксплуатацию, заселять людей никто не имел права. Договор «Энергокомфорт» заключает с застройщиком, а жильцов в этой схеме просто не может быть.
– Жильцы обратились к нам с заявлением заключить с ними прямые договоры, но «Энергокомфорт» не имеет права это делать опять же потому, что не получено согласование от ПКС. А долг образовался вот почему: по договору энергоснабжения мы выставляем счета компаниям-застройщикам по тарифу для юридических лиц. Он выше, чем для физических лиц. А застройщики людям выставляли, как физическим лицам. Вот и образовалась разница.
Накануне выхода статьи у жильцов дома №24 по ул. Ватутина появилась надежда – в электрораспределительной будке появились какие-то люди. Но быстро выяснилось, что это сотрудники службы учета электроэнергии АО «ПКС». По их словам, заявка на подключение дома пока не поступала. А пришли они, чтобы опломбировать новый счетчик, установленный застройщиком. Правда, сделать этого не смогли – новое оборудование не соответствует положенным стандартам. Информации об оплате задолженности у коммунальщиков также нет.