В Госдуму внесли законопроект, по которому санкционные продукты будут раздавать бедным. Автор инициативы – член Совета Федерации Антон Беляков.
Напомним, что сейчас продукты сжигают, а Путин не так давно подписал указ, по которому эти меры будут продлены до конца 2017 года. Правда, чтобы закон приняли, нужно еще подождать, но мы надеемся на продуманное решение. Естественно, все продукты должны будут пройти тщательный контроль.
В законопроекте говорится, что качественные санкционные продукты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям, «подлежат безвозмездной передаче на социально значимые нужды».
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в России снижаются реальные доходы населения и растет число бедных. За чертой бедности, по данным Росстата, находится каждый шестой житель страны. Более половины доходов россияне тратят на еду.
По мнению Белякова, уничтожение санкционных продуктов не может быть оправданным «в свете сложившейся в России сложной социально-экономической ситуации».
Россельхознадзор сообщил, что за год в России уничтожили более 7,5 тысячи тонн продуктов, которые пытались ввезти в страну в обход продовольственного эмбарго.
Россияне создавали петицию к президенту с просьбой отменить указ об уничтожении санкционных продуктов на границе и попросили принять закон о передаче этих продуктов нуждающимся категориям граждан. На сегодняшний день петицию подписали более полумиллиона жителей страны.
Интересно, что в августе 2015 года законопроект о раздаче санкционных продуктов неимущим внесли в Госдуму депутаты от КПРФ. Этот документ до сих пор не рассмотрен российским парламентом.
Что думают известные люди России и Карелии?
Антон Беляков, член Совета Федерации:
– Есть законопроекты, которые надо перевносить по несколько раз. То, что год назад кто-то сказал: мне что-то не очень нравится, что мы уничтожаем клубнику, могло быть воспринято несерьезно. Но сейчас есть реальные данные: уничтожено 7,5 тыс. тонн. Для принятия инициативы даже готов объединяться с коммунистами. Надо этот вопрос решать, это безобразие. Предлагаемая мера соответствует общемировой тенденции, направленной на экономное отношение к продуктам питания в целях поддержки социально незащищенных слоев граждан с низкими доходами.
Евгений Антонов, замглавы Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям:
– Часто многие говорят, что надо передавать эту продукцию в детские дома и т.д. Механизма нет, безопасность продукции не гарантирована, сроки хранения очень маленькие, довести до конкретного потребителя сложно.
Дмитрий Шевченко, юрист:
– Теоретически после изъятия незаконно ввезенные продукты могли бы быть переведены в государственную или муниципальную собственность с целью их дальнейшей передачи нуждающимся слоям населения. Другой вопрос – будут ли приведенные обоснования сочтены достаточными для таких изменений. В случае если создадут общественный резонанс вокруг возможных изменений, который подтвердит поддержку инициативы, то она может получить путевку в жизнь.
Светлана Барсукова, профессор департамента социологии Высшей школы экономики:
– Россияне в целом поддерживают политику контрсанкций. Люди плохо сопоставляют причины и следствие: россияне зачастую не связывают с эмбарго рост цен и увеличение доли фальсификатов на рынке. Более половины россиян по-прежнему положительно оценивают запрет на импорт продуктов из западных стран.
Эмилия Слабунова, депутат карельского парламента:
– Недавно Россельхознадзор отчитался о выполнении плана по уничтожению продуктов за 7 месяцев этого года: ликвидирована 801 тонна еды. Специалисты разделили объем уничтоженных продуктов на норму калорийности одного приема пищи. Выяснилось, что 26 тонн уничтоженного сыра позволили бы накормить, например, обедом целый город Серпухов. 24 тонны молочных продуктов – Норильск; 19 тонн рыбы – Воркуту; 635 тонн фруктов и ягод – 600 тыс. чел. – Хабаровск; 95 тонн овощей – Северо-Байкальск. Всего за год уничтожили 2,5 тысячи тонн продуктов. Если посчитать по той же методике, то окажется, что эти продукты обеспечили бы трехразовое питание городу-миллионнику. А если вспомнить про сирот, которых в нашей стране больше 360 тысяч. Их можно было бы полноценно кормить три дня. 33 полигона для уничтожения еды от Калининграда до Владивостока. В стране, которая пережила блокаду Ленинграда, голод 30-х и 40-х годов, где люди знают цену каждой крошке хлеба. Это безнравственно. Это преступно. И власть должна ответить за войну, которую объявила не продуктам, а собственному народу.