Общество Девочка с молоком и хлебом

Александр Фукс
№38 (1061) 21.09.2016

У меня явное ощущение, что я нахожусь внутри какой-то книжки. Внутри эдакого остроумного сатирического рассказа. Когда ситуация доведена до абсурда. До полной несуразицы и бреда. До такого бреда, которого в жизни быть не может. Но он есть.

Новость об этом напечатали уже федеральные СМИ. Карельское УФАС на полном серьезе собирает экспертный совет, на котором будет обсуждать плакат «с изображением девочки с кувшином молока и хлебом на предмет наличия признаков устрашения (запугивания) детей». Это не Задорнов. Не Горин, не Арканов и не Жванецкий. Это прямая цитата из документа, составленного карельским отделением Управления Федеральной антимонопольной службы.

Взрослые люди, государственные чиновники в рабочее время соберутся сами и соберут экспертов для того, чтобы определить, могут ли дети испугаться при виде фотографии пятилетней девочки с молоком и хлебом. То есть они такие сядут, воззрятся на плакат и задумаются. Потом один из них, наверное, скажет:

– Коллеги, это чрезвычайно страшная девочка. Смотрите, какие у нее большие зубы! Наверняка чтобы скорее съесть меня. Я не ребенок, но даже я устрашен ею.

– Да, – изречет какой-нибудь другой ученый старец, – рядом с ней молоко и хлеб! А ведь ни для кого не секрет, что, согласно старопсковской и древнетульской мифологии, девочку с молоком встречали к покойнику, а девочку с хлебом – к войне.

– А давайте проведем эксперимент, – скажет третий. – Соберем сотенку-другую детишечек и будем всем показывать эту фотографию. Желательно, значит, в темноте и под звуки «Рамштайна». Ярко вспыхивает свет – и в нем, хрясь, девочка с молоком и хлебом! Если дети заорут от ужаса, значит, плакат делали с целью устрашения. В смысле, запугивания.

Для понятности. Предметом обсуждения является рекламный плакат магазинов «Ленторг», принадлежащих лидеру карельского отделения партии «Яблоко» Попову. Плакат этот был создан много лет назад. На нем изображена на тот момент пятилетняя дочка Попова – Василиса. Все эти годы плакат мирно рекламировал молочную продукцию и никого не пугал. Но за несколько дней до очередных выборов кто-то неожиданно устрашился пятилетней девочки.

Понятно, что УФАС категорически отрицает, что дело в Попове. Просто кто-то, видимо, посмотрел на плакат при определенном освещении под особым углом, и его обуял ужас. Может, он лежал под плакатом и скучал. Там и сям пырялись по мове хливые шнорьки, зелюки, как мюмзики, хрюкотали в мове. Воркалось. Санитары не приезжали. И вдруг, глядь, девочка с молоком и хлебом! А вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина. Вот он и просигналил в антимонопольную, чтобы разобрались. Может, он покемонов переловил или ему белочка явилась – сие неважно. Главное, что был сигнал. И Попов здесь ни при чем.

То есть любой из нас, если словит мюмзиков, может сигналить? «Барабанов против предателей!» А-а-а-а-а-а!!! Просим разобраться на предмет устрашения. «Вяйнямёйнен за светлое будущее!» Просим разобрать на предмет запугивания. Женщина с маленьким медведем в углу поднимет Россию на фоне голландского знамени. Просим разобрать на предмет уничижения животных и засилия нидерландщины. «Россия Родина Тараканов» просим разобрать на предмет недостоверной информации.

Давайте не ограничиваться девочкой с кувшином молока. Есть же еще девочка на шаре, девочка с персиками, мальчик, купающий красную лошадь, Иван Грозный, убивающий своего сына, Сатурн, пожирающий другого сына, мужик с гусем, говорящий по телевизору слово «хорошечно» таким голосом, что хочется спрятаться. Надо уже раскрыть глаза и взяться за дело по-серьезному. Оглядите город. Там же везде плакаты с такими лицами, что девочка с молоком и хлебом – однозначно ангел на их фоне. Их же всех надо прощупать на предмет устрашения и запугивания.

Понимаете, это же невозможно высмеять. Они сами высмеяли себя так, что любое дожатие смешнее уже не сделает. Но ужас в том, что кто-то относится к этому как к чему-то нормальному. Это же как в «Носорогах» Ионеско. Там по центру Парижа пробежал носорог. Дикость и аномалия. Люди сначала так к этому и относятся. Но когда мимо них еще раз пробегает носорог, они начинают размышлять, был ли это тот же самый зверь или животные были разные. То есть принимаются обсуждать бред с рациональных позиций. Пытаются найти ему бытовое объяснение. Вводят безумие в плоскость реальности. А дальше процесс становится необратимым – носорогов появляется все больше, они начинают восприниматься как нечто правильное, уместное, красивое, и вскоре все люди превращаются в носорогов.

Прочитайте, кстати. Очень симпатичная пьеса. И небольшая.