На прошлой неделе министр образования Ольга Васильева объявила, что школьники отныне будут обязаны сами убирать в классах, а Минпромторг предложил снизить цену на водку до 100 рублей. Но в центре внимания (что происходит, впрочем, уже не впервые) оказалась сенатор Елена Мизулина: сначала она заявила, что причину домашнего насилия в России она видит в отсутствии «ласки и уважения, особенно со стороны женщин», затем потребовала запретить аборты, ну а после – переключилась на бэби-боксы.
Бэби-бокс – это специальное помещение (как правило, на заднем дворе медучреждения), куда анонимно кладут детей-отказников. Первые в России бэби-боксы были установлены 5 лет назад, и за это время в России благодаря им было спасено около 50 детей. Есть и данные статистики, которая свидетельствует о том, что количество зарегистрированных убийств новорожденных в России за эти годы уменьшилось. Так стоит ли тогда закрывать бэби-боксы, и чем руководствуются их противники?
Что думают известные люди России и Карелии?
Елена Мизулина, член Совета Федерации РФ:
Во-первых, государство не должно поощрять отказы от новорожденных. Отмечу, что практика тех стран, которые в разное время прибегали к использованию бэби-боксов, показывает, что после появления возможности для анонимного оставления детей число отказов от детей резко возрастало.
Во-вторых, само существование подобной возможности значительно повышает риски торговли детьми и иных сделок с ними, так как контроль за бэби-боксами невозможен. В противном случае утрачивается главный принцип – анонимности, без которого бэби-боксы лишены смысла.
В-третьих, навсегда нарушается право ребенка на идентичность, то есть право ребенка знать, кто его биологические родители, каково его происхождение.
Елена Афанасьева, сенатор от Оренбургской области:
Считаю этот законопроект бесчеловечным. Если родитель не хочет воспитывать ребенка, но дал уже ему жизнь, то человек будет искать возможности, как от этого ребенка избавиться. Вот такое «окно жизни» позволяет сохранить жизнь ребенку, в какой-то степени увести от уголовной ответственности мать. Законопроект, разрешающий «окна жизни», был отклонен в первом чтении, нам очень жаль. Я надеюсь, что у всех хватит благоразумия не принимать законопроект, запрещающий бэби-боксы, потому что он – античеловечный. Он направлен на то, чтобы, запретив такое явление, как «окно жизни», убрать вообще возможность сохранения жизни ребенка. Бэби-боксы гарантируют ребенку основное конституционное право, а именно – право на жизнь.
Евгений Корчаго, адвокат:
Прямого противоречия действующему законодательству запрет на бэби-боксы не содержит. По той простой причине, что в нормативно-правовой базе нашей страны отсутствует детальное регулирование указанного вопроса. Однако инициатива сенатора не выдерживает никакой критики по той причине, что запрет в таком деликатном деле, как бэби-боксы, будет способствовать лишь одному: полному переходу общественных отношений в данной сфере в незаконную плоскость. Не имея возможности оставить ребенка в специализированном учреждении, матери, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию и желающие сохранить анонимность, будут либо продавать своих детей на черном рынке, либо просто избавляться от них, оставляя умирать на улице.
Константин Савандер, священнослужитель:
Ситуация двоякая: бэби-боксы могут быть опасны из-за участившейся в России торговли органами. Однако не надо забывать, что при запрете бэби-боксов может возрасти число абортов. Я против абортов, но одновременно против и угрозы для женских жизней.
Елена Котова, президент фонда «Колыбель надежды»:
Все 50 детей, которые были оставлены у нас, которым сохранена жизнь, буквально через десять лет они смогут сказать свое слово. Мы вовлекли медицинские учреждения, у нас есть позитивный опыт, но почему-то с ним не хотят знакомиться.
Прокуратура целый год нас проверяла и ничего не нашла. Видимо, теперь решили пойти другим способом. Я надеюсь, что отзыв правительства – это еще не последняя инстанция. Вот Дума нового созыва в начале своего пути, по крайней мере, я надеюсь, что они остановятся и подумают.
Диана Евстигнеева, начальник отдела организационного обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Петрозаводска:
Если комментировать эту проблему с этической точки зрения, то, на мой взгляд, всё предельно просто. Если бэби-боксы помогли спасти хоть одну детскую жизнь, запрещать их нельзя. К моему большому сожалению, и в России, и во всем мире будут продолжать рождаться нежеланные дети. И главное – сделать так, чтобы они остались живы.