Культура Все это рок-н-ролл?

Александра ДОМИНА
№51 (288) 19.12.2001

Называть костомукшский "Nord Session" фестивалем не совсем правильно. По сути это просто тусовка. Последнее можно считать комплиментом — хорошо, когда из года в год из разных городов съезжаются разные люди, играют музыку, общаются и просто весело проводят время. Печалит одно — музыка, ради которой, собственно, все и затевается, уже перестает быть главным. Зрители проводят большую часть времени не в концертных залах, а в баре и караоке или просто слоняются по этажам. Неудивительно — из двадцати двух команд одиннадцати городов России и Финляндии, которые в этом году принимали участие в "Nord Session", впечатление произвели очень немногие. Большая часть просто ничем не запомнилась.

Честь открыть фестиваль досталась бывшему гитаристу "Землян" Игорю Романову с его новым проектом "Romanoff&Ines". Не знаю, что сказали бы музыкальные критики об этом выступлении, я же позволю себе согласиться с безжалостной характеристикой сидевшего рядом петрозаводского музыканта — "черная комедия". На вкус и цвет, конечно, сами знаете, однако публика тоже не захотела отдать предпочтение им.

Лучшими драйверами первого дня были вполне заслуженно признаны петрозаводчане из "Shugalovo T.O.R.C.H.", получившие у костомукшан ласковое прозвище "торчки". Выступление хорошей финской группе "Celestial Sorrow" подпортил плохой звук в малом зале. Завершал первый день фестиваля "Кризис миров" из Москвы. Есть предложение оставить в названии группы только первое слово. По признанию самого солиста, в его репертуаре 38 песен, большинство из которых — кавер-версии известных хитов. Парни, конечно, поставили зал "на уши", за что должны сказать спасибо исключительно группе "Rammstein", чьими "Du hast" и "Links 2, 3, 4" закончили выступление.

Второй день, судя по обширной географии (Кириши, Вологда, Мурманск, Питер, Финляндия и даже Лахденпохья), обещал быть интереснее. Ожидания не оправдались. Ближе к середине вечера более-менее раскачала костомукшскую публику молодая энергичная "Идеальная семья" из Вологды. Только вот беда — очень уж солист своей манерой исполнения напоминал все еще живую звезду рок-н-ролла Сашу Васильева ("Сплин").

Вслед за ними на сцену вышли хваленые "Banana Skin" (Мурманск). Здравствуйте, группа "Limp Bizkit"! При всем имеющемся потенциале парни не нашли ничего лучше сознательного подражания, что, возможно, объясняется ограниченными голосовыми возможностями вокалиста. Под занавес они зачем-то исполнили "It’s my life" "Бон Джови". Просто парад звезд какой-то! Однако народ был вполне доволен, весело колбасился и лез на сцену; солист же то и дело окатывал себя и публику минеральной водой. Чем вдохновил на подвиги одного из костомукшан, который с радостной улыбкой тут же принялся поливать толпу пивом. Галерею двойников дополнили "консервированный Кинчев" из костомукшского "Затмения" (прозвище народное) и группа "Будулаи" (в действительности "Баррантида" из Лахденпохьи). Третий день "Nord Session" почти полностью был посвящен костомукшским музыкантам, за исключением петрозаводского "Требунала" и финских гостей. Вот, собственно, и весь рок-н-ролл. Замечу, что вышеперечисленные команды были на фестивале лучшими.

Впрочем, в то время как петрозаводскому "Космодрому" давно пора прекратить свое существование, "Nord Session", пожалуй, должен продолжаться. Опыт прошлых лет показывает, что были у фестиваля и более удачные дни. Необходимость его для жителей Костомукши очевидна. По словам организатора фестиваля Вадима Андронова, заявки на 10-й юбилейный фестиваль 2002 года не оставляют сомнений в его успехе не только в России. Тем более что все описанное выше — всего лишь субъективная точка зрения одного из зрителей.