За 35 лет — 14 метров в общаге
Карельская филармония чествовала своего солиста Василия Ширкина. Именитый бас поет для жителей республики уже 35 лет. За эти годы он раз пять исколесил Карелию вдоль и поперек, дал около четырех тысяч концертов. Мужественно терпел капризы карельской погоды. Правда, однажды, возвращаясь с концерта, чуть было не замерз с коллегами на безлюдной дороге в Пудожском районе. (Автобус филармонии сломался, и в 40- градусный мороз артистам пришлось преодолеть 14 километров, чтобы добраться до ближайшего леспромхоза.)
Карьера Ширкина начиналась не где-нибудь, а в столице страны.
"Чтобы в 60-е годы попасть в хор Большого театра, — вспоминает Василий Ширкин, — нужно было пройти три тура. На четыре места претендовали 150 человек. Не знаю, как я смог пройти этот конкурс. Но прошел. Два года работал в хоре Большого театра. А потом вдруг захотел стать солистом и ушел в Московскую гастрольную оперу".
Из Москвы молодого солиста выманила Ярославская филармония, сделавшая ему предложение, от которого он не смог отказаться. А пообещали ему дать квартиру.
"В Ярославле я познакомился с певицей Викторией Гладченко, — рассказывает Василий Петрович. — И влюбился. В 1967 году, когда меня пригласили на работу в карельскую филармонию, Виктория была моей женой. Вместе с ней мы колесили по республике и за ее пределами с концертами. Часто брали с собой маленького сына, потому что оставить его было не с кем. Тяжело приходилось..."
Сейчас Виктория Гладченко — профессор петрозаводской консерватории — делится своими знаниями со студентами. Василий Петрович работает в консерватории иллюстратором-концертмейстером.
"А что заработал за эти 35 лет? — говорит солист. — Два звания — Заслуженный артист России и Карелии и... комнату в 14 метров в общежитии. В том, что мы с женой немного улучшили наши жилищные условия, — только наша заслуга. И больше ничья".
Заслуженные, что заслужили вы?
9 октября на концерте в Большом зале филармонии Василия Петровича завалили цветами и поздравлениями. На этом все и закончилось. Как всегда. Солдат искусства, спокойно делающих свое дело, у нас не балуют. Будь ты хоть трижды талантлив и отработай 50 лет на сцене, квартиры тебе не дадут. Из 70 музыкантов крупнейшего на Северо-западе симфонического оркестра Карельской филармонии около 30 человек вынуждены маяться в общежитии или снимать квартиры на свои смешные заработки. Первая скрипка оркестра, концертмейстер, Заслуженный артист России и Карелии Алексей Скопин долгие годы мучается в тесной комнатенке с семьей. От бытовой неустроенности страдают 50 процентов музыкантов оркестра русских народных инструментов "Онего". И это лауреаты российских и международных конкурсов вынуждены существовать в таких жутких условиях.
Служителям Мельпомены тоже не позавидуешь. Например, в любимом многими петрозаводчанами театре "Творческая мастерская", один из спектаклей которого выдвинут в этом году на премию "Золотая маска", 14 актеров не имеют никакой жилплощади. Некоторым из них даже прописаться негде, хотя они работают в театре уже несколько лет. За всю историю "Творческой мастерской" ее работникам были выделены всего две служебные квартиры, в которых сейчас живут главный режиссер театра Иван Петров и актер Дмитрий Максимов. Валерий Чебурканов, отметивший недавно свое 50-летие, не заработал за эти годы ни метра жилплощади. Народная артистка Людмила Живых живет в квартире, никак не соответствующей ее статусу. Все наши заслуженные артисты в Карелии не заслужили приличных жилищных условий. Для этого надо быть чиновником или как минимум приближенным к нему лицом.
Министерство культуры РК иногда проявляло заботу об актерах. Она состояла в присланном запросе с просьбой предоставить список тех, кто не имеет жилья и нуждается в улучшении жилищных условий. Театры с надеждой отсылали списки, которые исчезали в кабинетах чиновников. И все оставалось по-прежнему. Поэтому понятно, почему в этом году бурю негодования среди работников культуры вызвал министерский подарок Национальному театру к Дню театра. Его студийцам было выделено целых шесть квартир. Еще тогдашний министр культуры Татьяна Калашник сказала, что директор Национального театра Арвид Зеланд накануне выпуска своей студии попросил ее о предоставлении молодым актерам жилья. Она же выполнила эту просьбу. А когда Иван Петров выпускал свою студию, он тоже приходил к ней. Но тогда речь шла только о местах в общежитии. И ребятам предоставили это общежитие. Что, мол, просили, то и получили. А то, что эти актеры, обросшие семьями и детьми, до сих пор живут в деревянной общаге, никого не волнует.
Уехать, чтобы где-то жить
Карельские музыканты покидают республику. Наши оркестранты работают в Германии, Италии, Китае, Финляндии, Швеции и там зарабатывают себе на квартиры. Так что ничего удивительного не случится, если в один прекрасный день карельская филармония окажется без классных специалистов. Талантливая молодежь здесь не задерживается.
В Питере и Москве более трепетно относятся к своим артистам. Например, мэр Лужков выделяет им совершенно бесплатно жилплощадь даже в элитных домах. Вот бы нашим властям, частенько мотающимся в командировки в Белокаменную, такой опыт перенять. А пока дают только деньги коммерческим банкам — по официальной версии: на ипотечное строительство, доступное лишь людям обеспеченным. С таким подходом мы скоро вообще без профессиональных артистов останемся. Кого или что тогда на Дни культуры Карелии в Москву глава республики возить будет? Только "Карельский" бальзам.