Общество Там чудеса, там леший бродит

Саша ДОМИНА
№22 (417) 27.05.2004

Есть версия о том, что совсем недалеко от Петрозаводска находится один из так называемых духовных центров Земли (которых в мире всего четыре). И якобы именно поэтому почти каждый, кто приезжает сюда из других мест, долго не может уехать. Притягивает.

Впрочем, так ли это на самом деле и где расположено таинственное место, выяснить нам пока не удалось. Человек, который об этом рассказывал, куда-то пропал — может, в тот самый центр и удалился. Однако с мистикой в Карелии действительно, что называется, "все в порядке". Есть такая книга: "Энциклопедия загадочных мест земли" (составитель Черноборов В.А.), в которой речь идет и о нашей республике в частности. Кое-что, показавшееся странным господину Черноборову, нас с вами вряд ли впечатлит. К примеру, отмечается в энциклопедии и столица Карелии — в связи с появлением здесь в сентябре 1977 года неопознанных летающих объектов. Упоминается Ведлозеро — как возможное место обитания странного неопознанного существа. Остров Валаам, по мнению многих ученых — место сакральное, благоприятно воздействующее на человеческий организм. Мифами и легендами оброс Бесов Нос. Для нас это уже просто незначительные побасенки. Однако есть в Карелии места не столь широко известные и поистине удивительные.

Смерть-гора

"Ведьма из Блэр" отдыхает — триллер покажется детской сказкой по сравнению с одними только рассказами о таинственном местечке в Муезерском районе с недобрым названием Смерть-гора. Географически это возвышенность Воттоваара, древнее горное плато в 30 километрах от поселка Гимолы. Известно оно стало только в 1992 году, когда археолог краеведческого музея Марк Шахнович открыл на горе культовый центр, место магических обрядов и ритуальных жертвоприношений древних саамов. Название Смерть-гора исторически возникло не из-за веры в обитание злых сил в этом месте (хотя сейчас поклонники и паломники Смерть-горы все больше хотят видеть именно эту взаимосвязь). На самом деле в этом месте в 1942 году финские части жестоко уничтожили партизанскую бригаду, самоуверенно решившую провести летний рейд по тылам противника. Хотя сама война никак не связана с добрыми силами, но, как знать, может, события Великой Отечественной именно в этом месте тоже не случайны... В любом случае Воттоваара — место уникальное. 420-метровая возвышенность удивляет и поражает обычного путешественника. Что уж говорить об экстрасенсах, колдунах и магах — в последние годы на Смерть-горе ежегодно устраиваются сходки колдунов со всей России.

Здесь птицы не поют...

Смерть-гора, которая в лесу резко выделяется по высоте, образовалась около девяти тысяч лет назад в результате мощного землетрясения. В центре плато — естественный скальный амфитеатр с озером на дне. Сама гора покрыта глубокими трещинами и провалами, искореженными, кривыми деревьями — как будто действительно какая-то сила закручивала сосенки и березки в узлы. Столетние сосны здесь не вырастают выше двух метров. Местные жители уверяют, что в озере обитает кто-то типа лох-несского чудовища. Кстати, вблизи самой горы и на ней живность отсутствует — нет рыбы в водоемах, не появляются звери, нет даже муравейников.

"Здесь уродливы деревья, не обитают животные, озера мертвы", — так характеризовал открывший Смерть-гору Марк Шахнович. Местные жители при расспросах о Смерть-горе глядят подозрительно, а бабушки нет-нет да и перекрестятся вам вслед. Путешественники рассказывают чудные истории. К примеру, на самой горе вас может охватить чувство чьего-то незримого присутствия, необъяснимого страха, таинственного ужаса. Уверяют, что на близлежащих дорогах чаще, чем в других местах, происходят аварии, что с техникой творятся чудеса — часы останавливаются, цифровые фотоаппараты отказываются снимать, нет-нет да и забарахлит компас. Люди на вершине горы порой чувствуют ухудшение состояния, слышат какие-то неестественные звуки или теряют ориентацию в пространстве — не могут часами выйти к видимой цели, которая как будто сама "убегает"...

Жертвенная кровь

Достоинство горы, ее "изюминка", приманка для ученых, туристов, колдунов — многочисленные сейды. Это священные камни, в которых, по поверьям, живет почитаемый дух. На Смерть-горе сейдов великое множество, они располагаются группами из нескольких камней, установленных друг на друге, часто выложены по кругу или лабиринтами. Воздействие человека (а не ледника) здесь неоспоримо, правда, порой приводит в замешательство: как древние умудрялись устанавливать глыбы весом в тонну и более на камни поменьше?

У саамов существовало множество связанных со Смерть-горой запретов. Нельзя громко разговаривать и касаться камня — к наиболее "сильным" сейдам люди даже боялись приближаться, а просто бросали к нему обмазанный жертвенной кровью камень. Нельзя приходить на священное место без жертвенных целей, не допускались женщины и дети. В одном месте в скале вырублена лестница из 13 ступеней, поднимающаяся вверх и заканчивающаяся четырехметровым обрывом. Условно ее называют "лестница в небо". Предназначение ее не ясно. Археологи уверяют, что у здешних племен в древности просто не существовало "идеи лестницы", как у других племен не существовало "идеи колеса".

Иногда на Смерть-горе находят обломки костей, оставшихся от древних жертвоприношений. Известно, что поклонение сейдам среди саамов имело место почти до 10-х годов XX века. Образцы грунта со дна озера в центре амфитеатра показывают наличие мощного пласта фосфора, образовавшегося в течение ограниченного периода времени. Одна из версий его возникновения — именно многочисленные акты жертвоприношений, в результате которых появились залежи костей животных. На фоне таких историй трагическая гибель партизанского отряда вовсе не кажется случайной и приобретает несколько мистическую окраску.

Ночные видения

Местные жители часто рассказывают о появлении в небе светящихся объектов, о столпах света, исходивших с вершины горы, и даже о видениях человеческих фигур. Колдуны и мистики оказались гораздо активнее ученых. Если серьезные научные исследования на Смерть-горе еще не проводились, то шаманские "сходки", "семинары" и экскурсии проводятся регулярно. Оккультисты и экстрасенсы считают гору "местом силы", которое подпитывает их внутреннюю энергию. Они называют Воттоваару некой "акупунктурной" точкой, через которую планета, словно через антенну, осуществляет энергоинформационный обмен с космосом. Этим людям, понятное дело, видится и слышится на горе масса всего. Но такой повышенный интерес на пустом месте не возникает. Единственный минус — паломничество может повлиять на сохранение памятника в первозданном виде. Известны случаи, когда озабоченные личности начинали переставлять древние камни по-своему. Так что вскоре людям придется охранять Смерть-гору — от самих себя.

Три Ивана

К легендарному источнику "Три Ивана" в Медвежьегорском районе в поисках исцеления люди издавна приезжают из Архангельской области, из обеих российских столиц. Водоисточник считался одним из чудес света. Вода из него лечит кожные болезни, язву желудка, бесследно рассасываются опухоли. Все это похоже на древнерусскую легенду и как-то не сразу верится...

"Я не особо и сам доверял этим легендам, — рассказывает нам сотрудник ПетрГУ Константин Тарасов. — Пока не убедился — знакомая с помощью воды вылечила варикозное расширение вен. Вода действительно может год стоять в бидоне, и ничего с ней не будет, она остается свежей, вкусной".

Люди издавна ходят к "Трем Иванам". Раньше над родником стояла часовенка, предположительно, святых с именем Иоанн — это единственная версия, объясняющая название источника. Сейчас часовенки нет, а "Три Ивана" представляют собой просто деревянный сруб, внутри которого бьет ключ. На транспорте проехать туда нельзя, сквозь лесные тропки продерется разве что джип или УАЗик. Да, может, это и к лучшему для самого источника — будь место подоступнее, люди давно превратили бы его в место для пикников. И сейчас местные жители жалуются на то, что пришлые жутко загрязняют территорию вблизи источника. Деревья и кустарники вокруг по традиции увиты тряпочками, которые привязывает сюда каждый, кто ищет у "Иванов" исцеления. Однако там же странные люди оставляют после традиционного омовения на деревьях и предметы туалета, и нижнее белье. За чистотой местечка следят только местные жители. Так что чудо — это то, что "Три Ивана" до сих пор еще остаются чистым источником.

В отличие от шотландцев с их мистическим лох-несским чудовищем мы не умеем продавать наши легенды, чтобы толпы туристов устремились к нашим чудесам. А может, это и к лучшему. Любое "проданное" чудо быстро теряет свои удивительные свойства...