В российском футболе назревает очередной скандал. Он связан с арбитром из Петрозаводска Владимиром Петтаем. Судья обслуживал матч 19 тура чемпионата России по футболу в премьер-лиге между "Рубином" и "Локомотивом", где чемпион страны потерпел первое поражение в сезоне.
Игра вызвала бурную реакцию со стороны руководства действующего чемпиона страны. "Локомотив" подал протест на действия главного арбитра, и Петтая временно отстранили от обслуживания матчей премьер-лиги. Но лишь недавно в прессу просочилась информация о том, что, оказывается, для судьи вояж в Казань не прошел безболезненно — в прямом смысле этого слова.
По информации ряда СМИ, некими "неустановленными лицами" в московском аэропорту на Петтая было совершено нападение. Это произошло сразу после его возвращения из Казани. Сам Петтай пока никак не комментирует эти слухи. Правда, заявление о том, что он может уйти из судейства по причине недостаточного обеспечения безопасности судей, арбитр сделал.
Тем временем казанский "Рубин" намерен обратиться в РФПЛ с жалобой на поведение официальных лиц "Локомотива" во время матча между этими командами в очередном туре российского чемпионата.
По словам офицера безопасности клуба "Рубин" Вильсура Замалеева, в перерыве и после игры представители "Локомотива" угрожали судьям. Об этом сообщается в служебной записке Замалеева генеральному директору казанского клуба Евгению Голову, которая попала в СМИ.
Не остался в стороне от конфликта и президент Российского футбольного союза Виталий Мутко. Он одним из первых прокомментировал слухи о нападении на арбитра Владимира Петтая:
— По факту нападения на арбитра будет возбуждено уголовное дело. Мы внимательно будем следить за развитием ситуации и замалчивать ничего не будем. Странно, что мою просьбу на недавнем заседании общего собрания клубов премьер-лиги о том, чтобы клубы играли по правилам, некоторые плохо услышали... Я просил команды достойно закончить чемпионат. Видимо, меня поняли не все. Будем разбираться.
Устал от тюканья
Газета "Советский спорт" обратилась за комментариями к главному арбитру встречи – Владимиру Петтаю.
— У меня после матча в Казани состоялся разговор с главой судейского корпуса Николаем Левниковым (президентом КФА – Прим. ред.), во время которого я сообщил, что хочу уйти из судейства.
— Зачем действовать так скоропалительно?
— То же самое сказал и Левников. На данный момент я считаю, что если ситуация с безопасностью арбитров не изменится, то не исключаю возможности окончания своей судейской карьеры.
— Ваше решение продиктовано событиями, которые произошли в Казани во время матча и после его окончания? В служебной записке офицера безопасности "Рубина" говорится, что "администратор "Локомотива" Анатолий Машков в перерыве футбольного матча, а также по его окончании угрожал судейской бригаде физической расправой…". Так все и было?
— Не совсем. В перерыве матча у нас с ним был небольшой диалог, а угрожал он уже после матча.
— Это происходило в судейской?
— Нет, на поле и в туннеле, который ведет к раздевалкам. А вот когда "Локо" писал жалобу в судейской после окончания встречи, все было мирно. Представители команды Владимир Эштреков, Александр Новиков и тот же Машков вели себя уже абсолютно спокойно. Более того, формулировки этой жалобы продумывали вместе, а писал ее я. Они потом только расписались.
— Что скажете по поводу слухов о том, что вас избили после матча?
— Пока оставлю эту информацию без комментариев.
— В этом году на судей оказывается огромное давление. Вы не первый, кто не выдерживает. Случай в Казани стал для вас последней каплей, переполнившей чашу терпения?
— Мне со своим менталитетом становится все тяжелее и тяжелее работать.
— Что вы имеете в виду?
— То, что, если так можно выразиться, постоянно тюкают арбитров – то с одной, то с другой стороны. В поражении "Локомотива" почему-то оказался виноват я. То, что "Локомотив" выглядел в этом матче не очень хорошо, хватило смелости сказать только Хохлову. Все остальные почему-то считают, что виноват судья.
На что жаловался "Локомотив"?
В своей жалобе на судейство матча с "Рубином" железнодорожники оспаривали три спорных момента:
1. Назначение пенальти после того, как защитник команды Сергей Гуренко сыграл рукой в штрафной.
2. Неназначение пенальти после игры рукой защитником казанцев Андреасом Скотти, после которого Петтай зафиксировал нарушение правил и назначил штрафной. По мнению представителей "Локомотива", нарушение было в пределах штрафной, и арбитр имел основания для пенальти.
3. Назначение штрафного удара в сторону ворот "Локомотива", после которого в ворота Сергея Овчинникова был забит второй гол.
Экспертно-судейская комиссия отвергла все претензии клуба, за исключением одной. Да и то по вопросу о назначении пенальти мнения разделились. В общем-то это говорит о том, что момент был на усмотрение судьи. Оценка в 7 баллов от инспектора оставлена в силе.
— Петтай продолжит работать в премьер-лиге, — заявил президент Российского футбольного союза Виталий Мутко. — Хотя нас всех эта ситуация не красит — имею в виду то, что во всех бедах мы часто виним только судью.
Пас от Василия Уткина
Телеведущий и футбольный эксперт Василий Уткин не смог обойти своим вниманием инцидент и выступил с пламенной речью. Он попытался систематизировать скандалы вокруг российских футбольных арбитров:
"Невозможно раз и навсегда ответить на вопрос, кто они, судьи, – гонимые или интриганы? Нуждающиеся в помощи или, наоборот, недостойные сочувствия? Правдоискатели или обманщики? Нет ответа. Разные они, и истории у них разные.
Вот новая история, с судьей Петтаем. Снова на действия арбитра подают протест, снова это сопровождается страстями самого разного свойства, снова арбитр, для которого, кстати, очередное наказание повлекло бы за собой дисквалификацию до конца сезона, заявляет о том, что больше премьер-лигу судить он не хочет…
Главный кипеж (простите мне это разговорное словцо) был вокруг того, что администратор "Локомотива" Анатолий Машков угрожал судье Петтаю физической расправой… Для тех, кто не слишком близок к футболу в его закулисной, внутренней части: Анатолий Машков, во-первых, великий человек, он в "Локомотиве" не один десяток лет, его, легендарного Егорыча, вся страна знает. Я думаю, что, если назову Машкова локомотивской иконой, это не будет преувеличением. Горячиться нехорошо, но есть, знаете, люди, которым это все-таки простительно. Во-вторых, Анатолий Егорович – довольно пожилой человек. Обижаться на Машкова по меньшей мере глупо, а по-серьезному говоря – стыдно. Молодой человек в расцвете сил расценивает горячность пожилого (Егорычу 66 лет) человека как угрозу собственному здоровью! Да тут бы улыбнуться или еще как-нибудь разрядить ситуацию…
Кто и почему на Петтая напал в московском аэропорту – история темная. Может быть, и вовсе с футболом не связанная. Сам Владимир Петтай, дай ему Бог здоровья, ее, впрочем, в качестве таковой и не подавал, по крайней мере до сих пор.
Но опять же – с чего кипеж? Бить судей нехорошо. Но ведь бьют же. В первом дивизионе есть команда, на домашних матчах которой судей довольно регулярно бьют. В перерыве бьют, иногда после матча, в туннеле перед выходом на второй тайм на глазах у команды-соперницы… И уже несколько раз это повторялось. И я эту команду называть не стану ни сейчас, ни потом, потому что совершенно не понимаю, почему мне от всей этой истории должно быть нужно больше, чем судье с битой физиономией.
К сведению: ни один из судей, пострадавших таким образом, до этого момента никакой жалобы, тайной или явной, не написал ни на имя главы судейского корпуса Николая Левникова, ни на чье-либо другое имя. А таких судей, по моим сведениям, было как минимум трое. Все молчат. Может быть, принимают подобное обращение за школу жизни? Думают, что так надо?"
Кто защитит судей?
Увы, но нападения и угрозы в адрес футбольных арбитров в нашей стране стали вполне обыденным явлением. Сложность профессии арбитра в том, что она публичная. Судьи, как артисты или учителя, во время исполнения своих служебных обязанностей находятся на виду. Малейшая ошибка арбитра — реальная или кажущаяся — вызывает всплеск эмоций у футболистов, их наставников и болельщиков. Раньше публика и команды жаждали "крови", выражая свои эмоции выкриками, со временем все стало гораздо страшнее. Ужасает вывод, что люди со свистком практически беззащитны перед расправой. Можно вспомнить инциденты, связанные с матчем "Спартак" — "Торпедо", после которого судье Александру Колобаеву сломали ребра и нос, или нападение в Питере на Николая Иванова. И никто не может дать гарантию, что подобное больше не повторится, поскольку на вопрос — кто же защитит арбитров — конкретного ответа до сих пор нет.