Общество Глупые вопросы

Елена Гульшина
№40 (487) 28.09.2005

Кто изображен на ордене Александра Невского?

"Имя Александра Невского в Петрозаводске в почете: проспект, центральный собор, не так давно с помпой отмечали день памяти этого героя... А я вот слышал, что на ордене Александра Невского изображен не он, а советский киноактер. Неужели это правда?"

Так и есть, дорогой читатель. Фактически 42 тысячи советских воинов и около 70 иностранных генералов и офицеров, отличившихся в Великой Отечественной войне, награждены именем, а точнее лицом актера Николая Черкасова, исполнителя главной роли в легендарном советском фильме "Александр Невский". Такой "подмене" кавалеры ордена обязаны художнику Телятникову, выигравшему в начале 40-х годов прошлого века конкурс на эскиз награды. Строго судить его за это не нужно: оказывается, история не сохранила для потомков прижизненное изображение великого русского полководца. Потому художник нашел свой выход: незадолго до того на экраны вышел фильм Эйзенштейна, и профиль исполнителя главного героя пришелся автору ордена по душе.

Сколько наших земляков носят на груди Николая Черкасова — вопрос сложный. Мы насчитали только одну такую ветеранскую грудь. В 1944 году на Карельском перешейке двадцатилетний лейтенант Павел Лукин, владеющий в совершенстве финским языком, сумел обмануть финнов, выдав "наших" за "ихних", в силу чего удалось захватить вражеский штаб, и Красная армия легко прорвала участок фронта. Есть мнение, что за этот поступок его ждала звезда героя, но командование решило иначе, и сам маршал Жуков вручил петрозаводчанину Павлу Лукину орден Александра Невского под номером 9333. Очень может быть, что Черкасов-Невский в республике не один, но в наградном отделе правительства нам сообщили, что они занимаются "мирными людьми", а за учетом ратных подвигов послали в военкомат. Но и в военкомате нас по-военному отбрили: учет у них ведется только Героев Советского Союза и кавалеров ордена Славы. Трех степеней. Александр Невский, похоже, не котируется.

Почему в телеграммах вместо точки – тчк?

"Меня всегда удивлял язык телеграмм: понятно, что предлоги не пишутся ради экономии, но почему вместо символов точек или запятых используются слова – "тчк", "зпт"?"

Первой мыслью сотрудника пресс-службы карельской "Электросвязи" была следующая: "Помните фразу: "Казнить нельзя помиловать"? Символы эти — точка, запятая — очень мелкие, и ошибка в передаче крайне опасна. Например, радисты, когда передают 55 — говорят не "пятьдесят пять", а "полста пять", потому как пятьдесят можно спутать с шестьдесят. Это то же самое". Позднее выяснилось, что и вовсе нет этих символов: точек, запятых, восклицательных и вопросительных знаков в телеграфном коде, поскольку изобретатели и рационализаторы всегда хотели минимизировать в размерах телеграфный аппарат. Впрочем, мы можем смело писать знаки пунктуации в телеграммах: денег за них с нас не возьмут. В отличие от предлогов и союзов, которых небогатым людям в тексте действительно стоит избегать.

По ходу разговора родился и глупый подвопрос: а что вообще писать в телеграмме можно, а что нет? "Можно все, — с ходу заявил собеседник, — правил нет". "То есть, если я захочу послать адресата подальше, оператор мою телеграмму примет?" — усомнилась я. "Подальше — нет, — засомневался и Александр Владимирович, — если только в конкретное место". После этих его слов уже оба мы засомневались сильно, и надо отдать должное желанию собеседника все же докопаться до истины. Оказывается, правила все-таки есть. Согласно им не принимаются телеграммы, текст которых нарушает безопасность государственных интересов, содержит непристойные выражения и выражения, оскорбляющие личность. "То есть "Готовься к захвату Кремля!" оператор не примет", — пояснил Александр Владимирович. "А как насчет ненормативной лексики?" — пощупала почву я. "Даже не знаю, на примере какого слова мы могли бы это обсудить". Дальнейший диалог приводить не буду: слово нашли и обсудили. Остановились на том, что если оно никого не оскорбляет и не очень уж крепкое и оператор продвинутый, то шанс послать его есть.