Будущее карельских рыбных консервов под угрозой. Вот уже неделю каждое утро у проходной рыбокомбината в Петрозаводске горят костры. Так работники предприятия демонстрируют свое присутствие, чтобы потом их не обвинили в прогулах. В цех консервирования рабочих не допускают с 5 декабря.
Нина Хоменкова, генеральный директор питерской Межрегиональной рыбной производственной корпорации, которой принадлежит часть акций рыбокомбината, живет в Санкт-Петербурге. Ей, как в прежние времена барину, работники комбината написали челобитную. Дескать, 5 декабря их не пустили в цех, объясняя случившееся тем, что остановлена котельная, а в связи с этим и цех консервирования.
Ответ не заставил себя ждать. "Котельная не работает, так как не имеет разрешения, которое мы надеялись получить, но не получили в результате неисправности, которую мы не имеем возможности устранить из-за плохой производительности консервного цеха Карельского рыбокомбината, а также большого количества возвратов из-за маркировки 2003 года, что серьезно пошатнуло финансовые возможности комбината. В этом только ВАША вина! (выделено автором письма)". Позиция владельцев заявлена в письме достаточно определенно: рабочие сами виноваты во всем.
Далее Нина Хоменкова поставила рабочих в известность, что "руководства на комбинате нет и никто никаких указаний и разъяснений вам давать не имеет права". Действительно, бывший исполнительный директор рыбокомбината Людмила Березина написала заявление об уходе, но подписывает еще приказы по предприятию. Однако разыскать ее не удалось даже нашей городской прокуратуре.
— Мы были в пятницу на рыбокомбинате, но директора не нашли. Нам сказали, что она в отпуске, — пояснила "Карельской Губернiи" следователь прокуратуры Петрозаводска Анастасия Шарова. — Не удалось нам и ознакомиться с документами. Якобы человек, который отвечает за них, находится в отгуле, а ключи забрала с собой. Честно говоря, я еще не сталкивалась с таким безобразием, как на рыбокомбинате, и с таким неуважением к прокуратуре.
Скорее всего, на рыбокомбинате действительно есть что скрывать от прокурорского ока. Те же рабочие (попросив не называть их имен) рассказывают, что им приходилось клеить на рыбные консервы этикетки другого завода. Говорят, что черный нал был в ходу при расчетах за сделанную работу. Проверить эти разговоры должна прокуратура, а пока их можно назвать только домыслами и наговорами.
Сейчас на территории комбината работает коптильный цех. Но, чтобы трудиться на коптильных печах, надо заключать договоры с другим предприятием — ООО "Невская рыбка", которому печи сданы в аренду. Рабочие ни на что не надеются, потому и ищут защиты в правоохранительных органах.
Министерство сельского, рыбного хозяйства и продовольствия республики, насколько нам известно, в ситуацию пока не вмешалось. Вроде как нет у него рычагов воздействия на частное предприятие. Однако это не совсем так. ОАО "Карельский рыбокомбинат" создан в августе 1999 года на базе обанкротившегося ОАО "Петрозаводский рыбокомбинат". 25,1 процента акционерного общества находятся в госсобственности. Фонд госимущества республики провел 6 декабря аукцион по продаже этих акций Карельского рыбокомбината с начальной ценой 1,111 млн рублей, однако торги не состоялись. Так что рычаг у нашей власти есть и право вмешаться в ситуацию тоже.
С 16 декабря рабочие хотят начать предупредительную забастовку, о чем поставили в известность руководство и хозяев рыбокомбината, а также городскую прокуратуру.
В своем заявлении о забастовке рабочие потребовали от работодателей увеличения заработной платы до семи тысяч рублей и соблюдения сроков ее выдачи, оплаты труда по одной ведомости (без черного нала), оплаты больничных листов, донорских справок, отпускных в срок и в полном объеме, гарантированного отопления цехов и обеспечения спецодеждой.
"Карельская Губернiя" продолжает следить за ситуацией.