На минутку представьте такую картину: в центре Петрозаводска вырастает каменный лабиринт. Внешним видом он точь-в-точь соответствует древним сооружениям, возведенным в Карелии в незапамятные времена. Думаете, невозможно? Очень даже возможно.
Карельский государственный краеведческий музей и местные краеведы-энтузиасты представили на обсуждение в мэрию проект под названием "Петрозаводские лабиринты". По словам археолога Марка Шахновича, столицу Карелии в последние годы постоянно называют "городом петроглифов" и "краем Гипербореи". А лабиринт как раз и является символом Гипербореи, легендарной блаженной северной страны из древнегреческой мифологии. Так почему бы не соорудить макет лабиринта в натуральную величину по старинным схемам? Все-таки не у каждого есть время и желание ехать к Белому морю, чтобы полюбоваться древними объектами.
— Лабиринты — те памятники, которые являются "изюминкой" нашей республики наряду с сейдами и петроглифами, — рассказывает Марк Шахнович. — Их с полной уверенностью можно назвать карельским брэндом. Вот уже 150 лет ученые бьются над разгадкой тайны лабиринтов. Первым лабиринтами заинтересовался царь Иван Грозный. По его заданию князь Васильчиков составил описание так называемых "вавилонов". Интересно вот что: в соседних с Карелией южных регионах мы не найдем подобных сооружений. Скорее всего, это связано с географическими особенностями республики. Например, сейды в основном устанавливались на горах, а лабиринты — на морских побережьях.
Теории о происхождении лабиринтов выдвигали многие. Основное мнение российских археологов до октябрьского переворота: лабиринты как-то связаны с церковной символикой. Одна из теорий гласила: лабиринты связаны с деятельностью населения Беломорья в первом тысячелетии до нашей эры. Якобы в раннем железном веке люди использовали лабиринты исключительно в качестве своеобразных погребальных сооружений, поскольку рядом с ними находили кости, заваленные небольшими кучами камней.
— В этом предположении есть доля правды, — говорит Марк Шахнович. — Все-таки земля на островах в Беломорье каменистая, и вырыть яму в ней было просто невозможно. Настораживает в гипотезе только одно: откуда тогда в этих же каменных кучках взялись кости коров и других животных? Значит, тут что-то другое… Сравнивали лабиринты и с моделями рыболовных ловушек. Некоторые ученые до сих пор считают, что лабиринты в точности повторяют строение ловушек тех времен. Честно говоря, все это гипотезы, поскольку никакими фактами они не подкреплены.
Замечено, что принцип лабиринтов применялся при создании декоров католических храмов Северной Европы. Обычно рисунки располагались на полу в церквях и обозначали путь Спасителя, движение человека к праведности. Присутствуют символы лабиринтов и в церковных манускриптах. Именно поэтому Марк Шахнович считает, что время сооружения лабиринтов совпадает с распространением христианства на Севере. По всей видимости, из Ирландии, центра раннего христианства, в Северную Европу отправлялись послы, целью которых было распространять свою веру среди "диких" северных народов.
— То, что это не обрядовое сооружение, по которому можно было ходить, видно сразу, — утверждает Марк Михайлович. — Высота лабиринтов совсем небольшая, изготовлены они из маленьких камней, уложенных в форме спирали. В центре — тупик. Заблудиться в таком лабиринте, ясное дело, невозможно. Это ведь не лабиринты короля Людовика XVI, который для увеселения своих придворных приказал соорудить высоченный лабиринт из живой изгороди. По нему можно было бродить хоть целый день, искать выход. Наши же лабиринты — только символы, никакого функционального значения они не имели.
Некоторые исследователи утверждали, что соорудить их было невероятно трудно, люди трудились годами, чтобы уложить камни в нужном порядке. На самом деле ничего подобного. В 70-х годах группа сотрудников Соловецкого музея, состоящая всего из нескольких человек, за один день построила лабиринт, в точности напоминающий древние аналоги.
Увы, но разгадка загадки лабиринтов — не самая главная проблема, которая стоит перед нами сегодня. Гораздо сложнее сохранить их. Вполне может получиться так, что через пару десятков лет исследовать будет просто нечего. И виной всему — неаккуратные туристы. Они просто не понимают, что лабиринты сооружались на скальной поверхности и поэтому держатся "на честном слове", а те же петроглифы со временем стираются, и даже обыкновенная протирка может принести им массу вреда.
— Люди чего только не выдумывают, — говорит Марк Шахнович, — кто-то "довыбивает" петроглифы острыми предметами, чтобы их на фотографиях было лучше видно. Кто-то разбирает сейды на части и выкладывает их в виде магических кругов, для того чтобы провести обряд и выйти в астрал. Некоторые радостно совершают половые акты прямо на петроглифах и в центре лабиринтов. Якобы так лучше получается. А потом выкладывают в Интернет свои впечатления. Археологи же лишний раз стараются к древним объектам даже не прикасаться, себе дороже, разное может случиться… В последние десять лет мы пытаемся даже не упоминать места нахождения сейдов и лабиринтов. Ежегодно фиксируются новые памятники археологии, но информацию стараемся не распространять вширь.