Криминал Долго будет Карелия сниться…

Арина Громова
№28 (528) 05.07.2006

Во время подведения итогов празднования Дня города на планерке в мэрии пели дифирамбы милиции: "Очень хорошо и красиво сработали. Вежливые, хорошо одетые. Сложных ситуаций было много, но милиция отработала очень корректно". Однако вскоре нам стали известны некоторые примеры этой "корректности".

За что бьют?

Было около полуночи. Три семейные пары с детьми прогуливались по набережной Онежского озера. Группа "Мумий Тролль" уже заканчивала свое выступление, и компания решила подойти поближе к сцене, чтобы детям было лучше видно артистов.

— Мы подходили со стороны ротонды, — рассказывает Юлия, участница этих событий. — Десятилетняя Таисия, которая была с нами, сидела на плечах у нашего родственника. Ребенок был без сандалий, и ее родители в какой-то момент начали выяснять, у кого они, чтобы обуть девочку. Музыка орала, поэтому разговаривали наши друзья достаточно громко.

По словам Юлии, в этот момент мимо них проходили люди в камуфляже. Они локтями расталкивали всех присутствующих. Толкнули и Максима Дубинина, отца девочки. Мужчина стоял спиной и не видел, кто и зачем это сделал. Только выругался от неожиданности.

— Вдруг один из тех людей разворачивается и бежит к нам, — вспоминает Юля. – Нападает на Максима и кидает его на землю. В этот момент подбегают еще человек пять и начинают его пинать. Мы не понимали, что случилось и за что его бьют. Более того, мы даже не знали, кто эти люди. Уже позже мы обратили внимание на нашитую у них на груди надпись "ОМОН". В тот момент мы просто перепугались и начали оттаскивать их от Максима. Вокруг кричали люди. Но они не обращали внимания ни на людей, ни на плач детей, а просто разбрасывали нас в разные стороны.

Последняя поездка

Компания, гулявшая в день города по набережной, – давнишние друзья. Пять лет назад они разъехались. И одна пара сейчас живет в Москве, другая – в Финляндии, третья – в Петрозаводске. У них есть традиция – один раз в год, на День города, собираться вместе. Получилось, что во время очередной традиционной встречи на них и напали сотрудники ОМОНа.

— Когда я увидел, что на Макса навалились какие-то люди и избивают его, я сразу подбежал и попытался выяснить, в чем дело, — говорит Денис Липаев, житель Финляндии. — Максиму закручивали руки, один человек в форме оперся коленом ему на голову. Как только я попытался вмешаться, меня тоже уронили лицом на асфальт, а на руки одели наручники. После чего потащили в автобус, который стоял прямо за сценой.

— Я видела только, как уводили Максима, а как забирали мужа, не видела, — рассказала Арина Липаева. — Я пробежала немного вперед, увидела, что его куда-то волокут за ноги и за руки, а потом сама получила такой мощный удар сзади, что полетела на асфальт, разбив в кровь все руки. И головой ударилась. А, повернувшись, увидела человека в белой форме. Меня схватили за руки и потащили обратно.

Женщина говорит, что после случившегося ей будет страшно приезжать в Петрозаводск, и, видимо, это их последняя с мужем поездка в столицу Карелии.

Причины нет

В автобусе, куда друзей притащили омоновцы, мужчины просидели около часа. Потом приехал УАЗик, и их увезли сначала на освидетельствование, а потом в Центральный отдел милиции. Как того и следовало ожидать, экспертиза показала лишь легкую степень опьянения: праздник праздником, а гуляли они вместе с детьми. Кроме того, с ними была беременная женщина.

— В отделе милиции мы просидели около трех часов, — рассказывает Денис. — За это время никто даже не попытался выяснить наши личности или предъявить обвинение. Нас так и отпустили, не объяснив причины.

Жены, как оказалось, тоже полночи провели в отделе милиции, ожидая освобождения своих мужчин. За это время они написали два заявления на незаконные действия сотрудников ОМОНа, одно из которых уже на следующий день отнесли в городскую прокуратуру. Они зафиксировали все ссадины и синяки на телах – а их, как мы сами убедились в редакции, предостаточно.

— Нашему сыну 13 лет, — говорит Арина Липаева. — Мы всегда его учили, что правоохранительные органы нас защищают. А он на примере видит, как "эти органы" бьют и куда-то утаскивают его папу. Один из омоновцев нам сказал, что мы якобы выкрикивали националистические лозунги и что-то сказали в адрес мэра Маслякова, который, как оказалось, незадолго до происшедшего прошел мимо нас. Но мы не живем в Петрозаводске и понятия не имеем, кто такой Масляков и как он выглядит. Как мы могли ему что-то кричать? Такое ощущение, что происходящее было каким-то показательным выступлением, кто-то хотел выслужиться. Да уж, теперь нам точно долго будет Карелия сниться.

Уезжая, гости Петрозаводска наняли адвоката – не хотят, чтобы действия сотрудников ОМОНа остались безнаказанными. Если вы были очевидцем избиения, позвоните к нам в редакцию по телефону: 73-42-43.

Особый контроль

По словам старшего следователя городской прокуратуры Дениса Ощепкова, уже известно, кто именно из омоновцев участвовал в инциденте, происшедшем на набережной. Их пятеро. В течение десяти дней шла проверка. Сотрудники прокуратуры опрашивали участников и свидетелей происшедшего. Однако, говорят, последних не так много, как хотелось бы. Это при том, что драку видели по меньшей мере несколько десятков человек. Сами омоновцы, как того и следовало ожидать, своей вины в случившемся не усматривают и утверждают, что просто обеспечивали общественный порядок. Тем не менее городская прокуратура уже возбудила уголовное дело по статье "превышение должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения".

Однако поражает не только сам факт происшедшего, но и отношение к нему городской администрации. О том, что случилось на набережной, говорят уже больше недели. Есть даже уголовное дело, а вот реакции мэра нет. Виктор Масляков постоянно твердит о том, что Петрозаводск – европейский город, открытый для туристов. Так как же в столичном городе возможны подобные расправы? Только после того как "Карельская Губернiя" дозвонилась до пресс-службы мэрии, чтобы узнать: что же все-таки Виктор Масляков лично думает по поводу инцидента на набережной, на городской планерке от его имени и.о. первого зама мэра Анатолий Булдаков дал распоряжение начальнику Петрозаводского УВД собрать полную информацию о действиях сотрудников ОМОНа в отношении семей Дубининых и Липаевых в День города. До этого больше недели мэр хранил молчание по поводу ЧП в День города…