Политика Кто "подставил" Петросовет?

Евгения Покровская
№28 (528) 05.07.2006

Петрозаводск вот-вот может лишиться единственного органа власти, способного хоть как-то контролировать работу мэра и администрации, — Петросовета. Давно пора, скажет обыватель, которому в последние месяцы упорно навязывают "чернушный" образ городского депутата: ленивого, срывающего сессии, беспринципного…

А теперь и вовсе СМИ сообщили: из-за того, что народные избранники уже больше года не могут привести Устав города в соответствие федеральному законодательству, прокуратура подала в суд. Если суд будет выигран, глава республики должен будет вынести в Законодательное собрание вопрос о роспуске городского Совета.

"Кому это выгодно?" — спросил бы в такой ситуации опытный сыщик. Зададимся этим вопросом и мы.

Итак, предыстория сегодняшней ситуации. В прошлом году городская прокуратура провела проверку всех нормативно-правовых документов власти. И оказалось, что часть положений устава не соответствовала законам РФ и законам Карелии. Всего в уставе 207 статей, некорректными прокуратура посчитала 54 из них. Как признается председатель Петросовета Геннадий Масликов, исправления, которые надо было внести в документ, можно считать пустяковыми. Например, в связи с казначейским исполнением у Петросовета перестал существовать расчетный счет. Вычеркиваешь слово из устава — одной ошибкой минус.

План спасения был

— По закону устав для Петросовета должен готовить аппарат городской администрации, — рассказал нам Геннадий Масликов. — Предыдущий устав во времена Демина разрабатывал целый институт, за него заплатили больше 120 тысяч рублей. И нынешняя администрация несколько раз предлагала нам варианты устава, но все они не устраивали депутатов. После настойчивых напоминаний прокурора 22 июня 2005 года на сессии была создана рабочая группа из депутатов по разработке устава. В ее состав вошли десять депутатов.

Возглавил группу заместитель председателя Петросовета Дмитрий Макеев. Да-да, тот самый Макеев, который не так давно предложил отменить выборы мэра. Но дело снова не сдвинулось с мертвой точки.

— Тогда я сказал Дмитрию Макееву в устной форме, что пора бы созвать рабочую группу, — рассказывает Геннадий Масликов. — Он отнекивался: потом, потом, потом. Макеев вообще не склонен к кабинетной работе, мне стоило это учесть и постоянно напоминать ему. Он и сам признает свои ошибки. К тому же он работал под диктовку... Под чью — уточнять не буду. С другой стороны, я до сих пор уверен, что принимать поправки к уставам — не наше дело, а дело администрации.

В итоге рабочая группа в полном составе так и не собралась ни разу.

Владимир Шилик, член рабочей группы:

— Когда в июне 2005-го появилась рабочая группа по доработке устава, никаких конкретных результатов это не принесло. Вместе мы так ни разу и не собирались. То ли приказ "свыше" пришел остановить работу над уставом, то ли просто депутатам это стало не надо.

(Гром среди ясного неба)

Однако новый устав все-таки появился. Нежданно-негаданно, без всякой рабочей группы и согласования с десятью коллегами Дмитрий Макеев вместе с членом "Единой России" Леонидом Лиминчуком "выдали" новую редакцию, отменяющую выборы мэра. Это прозвучало на Петросовете как гром среди ясного неба. Депутаты ждали внесения формальных поправок в устав, причем предложенных целой комиссией. Вместо этого по сути два человека в результате каких-то кулуарных переговоров предложили революцию в отдельно взятом городе. Суть ее была в том, что председатель Петросовета должен был стать главным человеком в городе, ему бы подчинялся мэр, назначенный небольшой группой депутатов. Злые языки утверждают, что после принятия устава председателя Петросовета бы переизбрали: якобы где-то наверху эту должность обещали Дмитрию Макееву за услугу по отмене выборов. Впрочем, доказать это утверждение мы не можем, а потому посчитаем наветом на заместителя председателя.

Анатолий Климов, член рабочей группы по доработке устава:

— Когда наша группа была создана, наступило затишье. Мы неоднократно подходили к Дмитрию Макееву и спрашивали, когда состоится заседание группы. Он утверждал, что еще рано. А в апреле появилась редакция устава, в которой мы никакого участия не принимали, и кем она была составлена, я сказать затрудняюсь, поскольку мы ни разу вместе не собирались. Говорят, что устав дорабатывали члены партии "Единая Россия" и группа Макеева. Хотя у многих членов рабочей группы было желание поработать над уставом. Нам ведь на самом деле не все равно! Жаль, что не удалось...

(Что вы нам "подсуропили"?)

По новому уставу, как известно, были проведены публичные слушания, горожане сказали свое твердое "нет" отмене выборов. И многие депутаты последовали воле горожан: они отказались принимать "макеевско-единороссовский" устав.

— Пять раз собираемся — пять раз ничего не получается, — говорит Геннадий Масликов. — Для того чтобы давить на нас, из Москвы приехал большой начальник из аппарата президента. Чтобы принять устав, надо собрать сорок депутатов, а у нас то тридцать два, то тридцать четыре. Мы пытались звонить, вылавливать кого-то. Доходило до абсурда: кто-то отключал мобильники, кто-то бегал вокруг здания мэрии, но внутрь не заходил. Так что теперь у нас только два варианта развития событий: если мы собираемся в ближайшие дни и принимаем устав, то нас не распустят и все будет в порядке. Виктор Масляков обещал не накладывать вето на новый устав.

Если же собраться не получится, то у нас все равно есть довольно большие шансы выиграть дело в суде. Наши юристы утверждают, что закон мы не нарушали. Будем надеяться, что вопреки упорным и, надо признать, не совсем беспочвенным слухам сверху еще "не все решено заранее".

Не надо заслуживать

Ответить на вопрос "Кто виноват?" однозначно Геннадий Масликов не может. С одной стороны, Дмитрий Макеев все-таки выдал конечный продукт, хотя и нарушил при этом все мыслимые и немыслимые сроки. С другой стороны, "конечный продукт" оказался такого качества, что депутаты наотрез отказываются принимать его.

— Я поговорил с заместителем прокурора города Глебом Суржко, — пытается как-то решить кризис председатель Петросовета Геннадий Масликов. — Он пообещал: если мы в ближайшее время примем решение, то судебный иск будет отозван. И тут же мне звонят из правительства и начинают возмущаться: "Как же так, что же вы натворили, мы вас разгоним!" Это их любимое выражение с тех пор, как мы перестали подчиняться главе самоуправления и перестали быть "ручным" органом власти.

В начале этой заметки мы задавались вопросом: кому это выгодно? Кому нужно, чтобы несговорчивый Петросовет, наотрез отказывающийся отменять выборы в Петрозаводске, был распущен? Ответ на него сложен и прост: огромные силы — от чиновников до привыкших к нечестной конкуренции бизнесменов, от мелких нечистоплотных политиков до высоких эшелонов власти – все они боятся прихода в мэрию человека, который откажется играть по их правилам и начнет принимать решения не в пользу всей этой клановой группировки, а в пользу горожан. Ответ на другой вопрос ясен: меньше всего заинтересованы в роспуске Петросовета горожане. Даже те, кто сейчас громко возмущается скандалами вокруг этого органа и клеймит депутатов…