Тема номера Чудеса смогут творить и дети! Если место для них найдется

Снежана Слепкова
№45 (598) 07.11.2007

Про таких людей, как петрозаводская художница-кукольница Любовь Малиновская, то есть не умеющих или не желающих повзрослеть, принято писать примерно таким образом: "Жила была девочка. С виду вроде как все дети. Строила из обувных коробок целые города. Обожала кукол. Прошли годы. Все ее сверстники, как и положено, стали серьезными дядями и тетями, освоили взрослые профессии – бухгалтер, там, продавец, милиционер… А она так до сих пор в куклы и играет".

Тут еще стоит добавить: и всем от этого только хорошо. Потому что ведь у взрослых дядей и тетей родились и подросли свои дети! А им, детям, всегда позарез нужен кто-то, кто все понимает в куклах.

А Любовь Малиновская понимает. Понимает, например, что штамповка по имени Барби не дает ровным счетом ничего — ни детской душе, ни сердцу. Что художественный вкус, фантазию, воображение и вообще — представление о прекрасном нужно развивать с малолетства. Что творить своими руками – это и счастье и насущная потребность любого ребенка.

Без детей не обойтись

Сегодня, положа руку на сердце, кукольница Любовь Малиновская могла бы обойтись и без детей. В смысле, без того, чтобы их чему-то там обучать, передавать, так сказать, свои художнические умения и опыт… Тем более большой выгоды для нее в этом нет, на образовательных проектах у нас много не зарабатывают.

Между тем удивительные куклы Малиновской, выполненные в разнообразной технике, раскупаются влет по всему миру. Они покорили Москву, Лондон, Париж. Впереди – Нью-Йорк. Казалось бы, к чему в такой распрекрасной ситуации возиться с детьми, учить их чему-то, когда настоящая слава и деньги давно пришли вместе с участием в самых престижных кукольных салонах, галереях, на выставках?

Буквально несколько дней назад Малиновскую, автора уникальных, с точки зрения знатоков, работ, пригласили выставить свои произведения на кукольном аукционе, недавно появившемся в России. На таких аукционах выставляются антикварные куклы и куклы известных авторов. На последнем, кстати, знаменитая мультяшная Шапокляк "ушла" за сумасшедшие деньги!

Любови Ивановне, конечно, радостно и приятно принимать такие предложения. Но по призванию и образованию она не только художник, но и педагог. Ей, как человеку, который начал свой трудовой путь в восемнадцать лет воспитательницей в байконурском детском саду, для полноты счастья дети необходимы. Без них и чудо не чудо, и радость не в радость!

Город ангелов и соленое тесто

Несколько лет назад при галерее "Дом куклы" Любовь Ивановна придумала и организовала Школу кукольного дизайна, в программу которой солидно включила все, что может дать художник-кукольник ребенку: скульптуру, живопись, рисунок, композицию, шитье, макетирование и много других разных премудростей.

— Оформила маленькую комнатку в галерее как сказочное кукольное царство, думала – наберу туда 10-15 девочек своего любимого возраста, лет шести-семи, научу их потихоньку всему, что сама умею, — рассказывает Любовь Ивановна.

В результате заниматься пришлось не с пятнадцатью, а с разбитыми на несколько групп шестьюдесятью девочками… и мальчиками в возрасте от пяти до шестнадцати.

Сарафанное радио мигом разнесло по Петрозаводску весть о том, что при галерее открылась необыкновенная школа. И поток желающих попасть в эту удивительную школу не иссяк до сих пор, спустя четыре года. Народ терпеливо стоит в очереди по сей день. Причем ждут не только дети, мамы ждут – когда же откроется группа для взрослых!

Поток-то не иссяк, а вот сама Школа приостановила работу около года назад. Перед этой вынужденной паузой Любовь Ивановна предложила горожанам полюбоваться на итог ее работы с детьми – на "Город ангелов" — рождественский проект, придуманный ею, но полностью выполненный детскими ручками. Эта выставка (не единственная, к слову сказать, созданная маленькими учениками Малиновской за три года) потрясла воображение самых искушенных зрителей. Фантастической красоты фасады сказочных зданий, рисунки, елка, украшенная исключительно самодельными игрушками, объемные разноцветные панно, собственно ангелы – прекрасные и смешные, какими их могут сделать только дети…

Причем все это из самых наидемократичнейших материалов – бумаги, папье-маше, картона, соленого теста, обычных тряпочек…

Из какого принципа?

Потом Любовь Малиновская надолго отравилась по Европам, где ее куклы вызвали, как сказано выше, полный восторг. Но, вернувшись, не возобновила занятия, хотя об этом мечтали и дети, и родители, и она сама.

— Посмотрите сами: это помещение, где мы занимались с детьми, давно не соответствует никаким разумным требованиям. — Любовь Ивановна обводит взглядом маленькую комнатушку площадью около двадцати квадратных метров, заставленную веселой, радостно раскрашенной мебелью и заваленную всевозможными куклами. — У меня здесь и свой цех по производству сувенирной игрушки, и моя мастерская художника, и Школа кукольного дизайна, и склад… В этих стенах больше невозможно заниматься.

Комнатка при галерее "Дом куклы" не устраивает Малиновскую еще и потому, что после осуществления идеи создания Школы кукольного дизайна и открытия фирмы по выпуску сувенирной куклы пришла ей в голову еще более масштабная идея. Будучи воплощенной, она может подарить Петрозаводску уникальный объект – туристический, эстетический и, не исключено, единственный на всю Россию. А именно – культурно-образовательный центр "Маленькая страна".

Тому, кто видел, как и что делают дети у Малиновской, а также имеет представление о ее творчестве в целом, подобная мысль бредовой не покажется. Как не показалась она таковой, к примеру, Союзу художников Карелии во главе с Анатолием Титовым (тоже удивительным мастером, о котором недавно писала "Карельская Губернiя"), директору Музея ИЗО Наталье Вавиловой, сотрудникам и руководству "Художественного салона" и многим другим, поставившим подписи в обращении к главе республики, в котором содержится просьба помочь с помещением для музея.

— Я и сама в течение года пыталась найти такое помещение, чтобы можно было платить за него по расценкам КУМИ, а не по коммерческим, которые мы просто не потянем. Но безрезультатно! Обошла лично десятки подвалов, общалась с жилищными конторами… Все приличные подвалы выкуплены и простаивают. Самое удивительное, что таким помещением мог бы стать заброшенный уже долгое время клуб "Подросток", расположенный в том же здании, где и галерея "Дом куклы". Около четырех лет я хожу мимо его запертой двери. Видно, что там не ведется никакой работы, он потихоньку разрушается. А между тем это помещение могло бы принести огромную пользу. По площади оно могло бы вместить в себя все, что я задумала: и мастерскую, и Школу кукольного дизайна, и выставочный зал для детских работ, который и мог бы стать будущим музеем детского творчества… Но в КУМИ меня отослали в администрацию города. А в администрации в одном из кабинетов милая дама сказала: "Из принципа не дадим!" Из какого принципа?

Куда поместить маленькую страну?

То, чему в будущем намерена научить своих юных подопечных Любовь Малиновская, требует терпения, фантазии, мастерства и, что немаловажно, пространства:

Популярный жанр миниатюры, так широко известный во всем мире (кукольные домики, миниатюрные куклы, мебель, посуда), в России только зарождается. Это творчество требует от художника не только специфических знаний в архитектуре, скульптуре, дизайне, композиции, шитье, но и кропотливого труда. Если художник понимает и любит свое дело, то результат не заставит себя долго ждать. Во Франции, например, целый туристический комплекс возник вокруг мастерской одного художника-миниатюриста.

В жанре миниатюры выполнен и последний удивительный проект Малиновской "Город мастеров", немедленно попавший на первые страницы специализированного московского журнала.

Это действительно город, точнее, пока его часть, состоящая из домиков, населенных крошечными обитателями, их утварью и мебелью. Домик зеленщика, мельница, гончарная, кузница, булочная… Все открывается, захлопывается, выдвигается, зажигается. Все с массой удивительно интересных деталей и подробностей. А главное — с какой душой и настроением! Все хочется медленно и со вкусом рассматривать. И все – по эксклюзивной авторской технологии: из дерева и бумаги. Ноу-хау, как говорится!

В прошлом году Малиновская на ежегодной республиканской выставке "Онежская палитра" показала "Дом гномов", который завоевал несколько первых призов и заслужил признание специалистов и восхищение зрителей. На очередной выставке будет представлен уже "Город мастеров". На очереди – "Маленькая страна", в которой будет не один город! А значит, Любови Ивановне понадобятся помощники. Ими могут стать дети. Да-да, под руководством опытного педагога и прекрасного мастера дети смогут творить настоящие чудеса. Если, конечно, для занятий найдется место.

— Для изготовления и демонстрации таких работ места нужно много! – убеждена Любовь Малиновская. — Ведь невозможно целую страну затолкать в тесный угол!