Спорт и отдых Деньги в песок

Евгения Покровская
№45 (598) 07.11.2007

Три года назад в нашей газете появилась статья о грядущем преображении петрозаводского Кургана, без преувеличения, культового места для всех карельских лыжников. В 2004 году перспективы были самые радужные: планировалось обновить лыжную трассу, а также осветить и осовременить лыжероллерную, сделав ее длиннее и шире. Кроме того, согласно проекту, на Кургане должны были появиться стрельбище для биатлона, подъемники, слаломная горка и склон для катания детей на санках. Тогда же началось строительство трехэтажного административного здания, на первом этаже которого собирались открыть кафе, фитнес-зал, зал заседаний и помещения для проката и хранения лыж; а на втором и третьем этажах – раздевалки, сауны и медицинский блок. Рядом должна была появиться двухэтажная гостиница на 100-150 мест. На Кургане даже мечтали построить ледовый стадион (место под него тогда уже выделили) и 65-метровый трамплин. А как же иначе, говорили чиновники, ведь лыжи для Карелии – все равно что футбол для Бразилии. На все задумки выделили 228 миллионов рублей. "Если все пойдет, как надо, к 2006 году комплекс должен быть готов", — обещали чиновники.

Миллионы "уплыли"

Видимо, пошло все не так, как надо, потому что уже заканчивается 2007 год, а на Кургане изменилось немногое. А как же развитие лыжного спорта? Власти вспомнили о нем совсем недавно, в преддверии выборов. И радостно отрапортовали: лыжероллерная трасса готова, тренируйтесь, дорогие спортсмены, на здоровье. И не волнуйтесь: остальные объекты появятся в ближайшем будущем.

— Приезжайте и посмотрите, что тут на самом деле творится, — предложили "Карельской Губернiи" спортсмены. Картина, открывшаяся нашим глазам, на самом деле была удручающей.

От обещанного шикарного здания с раздевалками и душевыми – один фундамент, хотя с момента начала строительства прошло уже пять лет. Срок ожидания истек. Теперь, чтобы возобновить строительство, необходимо вновь создавать комиссию, которая исследует состояние фундамента и, возможно, даст добро на продолжение работ.

— Мы не настаиваем на возобновлении строительства, без административного корпуса мы вполне можем обойтись. На повестке дня сейчас – лыжная трасса, она куда как более важна, — поясняет Николай Кабанен, заместитель председателя федерации лыжных гонок Карелии, директор общественной организации "Карелия – Марафон". — Пять лет назад я возглавлял федерацию лыжных гонок РК. Помню, каждый год нас собирали и спрашивали: что построить в первую очередь? Все тренеры в один голос отвечали: лыжероллерную трассу! Ведь профессиональные лыжники катаются не только тогда, когда снег есть. Тренироваться же надо постоянно, вне зависимости от сезона. Лыжероллерная трасса как раз позволяет это делать. Три года нас так спрашивали, что строить, и три года строили совсем другие вещи. Расширяли лыжную трассу, хотя она нас устраивала. Но администрация хотела сделать современную трассу шириной восемь метров. Под это дело срубили много леса, за два миллиона рублей обсыпали песком пятикилометровую трассу. Засыпать ее после этого опилками почему-то забыли. В результате за пару лет весь песок, а вместе с ним и два миллиона потраченных рублей "уплыли" в реку. А сделали бы все по уму, наши лыжники могли бы кататься начиная с ноября и до мая – опилки удерживают снег, он медленнее тает.

Асфальт, который лопнул

Что касается многострадальной лыжероллерной трассы, то тут дело еще хуже. Власти заявляют: малая трасса длиной 2,5 километра уже построена, а следующей весной появятся так называемая "петля" протяженностью 5 километров и стрельбище для биатлонистов. В действительности же длина недавно построенной лыжероллерной трассы – всего 700 метров. Этого недостаточно для полноценных тренировок.

— Только представьте: на последней тренировке ребятам пришлось делать по 60-70 кругов по этой трассе, — возмущается Николай Кабанен. — Это даже психологически тяжело, приходится взбираться туда-сюда бесконечное число раз. По ширине трасса нормальная, но качество оставляет желать лучшего. Когда ее строили, с нами даже не посоветовались. Трассу возводили по тому же проекту, что и... пешеходный тротуар! Асфальт со старой роллерной дороги не убрали, а она ведь была вся в буграх. Да и вместо четырех сантиметров асфальта местами положили всего два, и он весь полопался. Лучше бы трассу сделали поуже, но подлиннее, уложились бы в те же 12 миллионов. Вернее, в 10 миллионов, ведь за два миллиона, взятые из этой суммы, нам построили не столь нужные трибуны. Знаете, у нас создается такое впечатление, что на Кургане идет не строительство, а просто освоение выделенных денег. Вроде бы выделили приличную сумму, значит, надо ее потратить, что-то построить. А как построить – уже дело второе. Взять хотя бы тот факт, что все деньги на строительство Кургана выделяются на четвертый квартал года. Это время, когда у всех строительных фирм более высокие расценки. Да и нам тренироваться надо, а под боком бульдозеры роют, грузовики ездят.

Тренировки в потемках

Все деньги, выделенные на строительство на Кургане в этом году, по словам Николая Кабанена, уже потрачены, и неизвестно, будут ли они в следующем году. а на лыжероллерной трассе еще нет освещения. Хотя на бумаге оно, вероятно, уже существует, иначе бы сотрудники Госкомспорта Карелии не заявляли бы, что наши лыжники теперь могут тренироваться и днем, и ночью. Темнеет сейчас рано, и профессионалам приходится заказывать из-за границы специальные фонари, которые крепятся на голову. Стоят они немалых денег.

При нормальном подходе Курган мог бы приносить республике неплохие деньги. Достаточно вспомнить пример небольшого города Остров, где поставили несколько деревянных домиков и устроили роллерную трассу длиной два километра. Сейчас туда ездит тренироваться даже сборная России. В Острове теперь роллерная трасса длиной девять километров, а вместо деревянных домиков – большая гостиница. Если бы у нас в Карелии появилась полноценная роллерная трасса, весь Северо-Запад тренировался у нас, благо расположен Петрозаводск удачно.

— Спасибо за то, что хоть что-то построили, — говорит Николай Кабанен. — Долгое время мы вообще тренировались на дорогах, где ходят машины, постоянно рискуя жизнью. Но не надо преподносить то, что сейчас на Кургане, как великий подарок. Спортсмены ждали большего. И продолжают ждать!

Максим Антипов: "Все сделаем красиво"

Председатель комитета Карелии по спорту и делам молодежи Максим Антипов так комментирует ситуацию на Кургане:

— Действительно, пока длина лыжероллерной трассы всего 700 метров. Но следующим циклом мы удлиним ее до 2, 5 километра. Мы могли бы это и сейчас сделать, деньги есть, но уже не сезон, мы не можем асфальт положить на снег. В следующем году мы сделаем все по-умному, красиво. Освещение же появится в этом году, столбы уже стоят, осталось повесить фонарики. Я лично прослежу за тем, чтобы их повесили так, как надо.