Криминал Хорошо сидим!

Сергей Михайлов
№13 (618) 26.03.2008

— "Это только среди вас, журналистов, принято называть их VIP-персонами. А здесь все равны: что Корниенко или Панов, что Сидоров или Петров". В Петрозаводском СИЗО не принято делить своих клиентов по чину, рангу или количеству привилегий на воле. Да они и не требуют особого к себе отношения", — отмечает начальник изолятора Иван Заблоцкий.

В следственном изоляторе №1 сегодня содержатся сразу несколько бывших высокопоставленных карельских чиновников и депутатов. Все они попали сюда по обвинению в различных преступлениях, в частности, в превышении полномочий и мошенничестве. По словам начальника СИЗО Ивана Заблоцкого, бытовые условия их пребывания в изоляторе отличаются лишь размерами камер и количеством сокамерников. Так, экс-председателя Государственного комитета по лесу Карелии Владимира Корниенко поместили в четырехместную камеру. У бывшего депутата Петросовета Владимира Шилика камера на шесть мест. А вот некогда заместителя министра природных ресурсов РК Валерия Панова разместили в двадцатиместном "номере". При этом, кому из них "повезло", а кому нет, сказать сложно. В условиях замкнутого пространства и вынужденного соседства всё зависит от характера и привычек каждого отдельно взятого индивидуума. Один любит общение, другой его избегает. Из других заметных экс-чиновников в Петрозаводском СИЗО под следствием в настоящее время находятся также заместитель главы администрации Прионежского района Сергей Семенчук, который подозревается в покушении на мошенничество, глава Заозерской сельской администрации Прионежского района Олег Николаенко и председатель сельского Совета Олег Корсаков. Им следствие инкриминирует вымогательство взятки за выделение земельного участка.

По словам Заблоцкого, размещать спецконтингент здесь стараются по видам преступлений.

— Например, если это преступления экономические, то и состав в камере подбираем соответствующий, — отмечает Иван Иосифович. — Что же касается индивидуальных особенностей, то Шилик и Панов, насколько мне известно, пользуются авторитетом у сокамерников. Они по натуре люди более общительные, чем Корниенко.

Режим для всех одинаков. Подъем в 6 утра. Отбой в 22 часа. На прогулку отводится час в день. Остальной досуг — это настольные игры, телевизор. На все камеры телевизоров не хватает, но, например, в камере у того же Владимира Корниенко он есть. Правда, после отбоя они выносятся из камеры. Можно также послушать радио, почитать книгу.

— Что в основном читают?

— Русскую и советскую литературу: "Хаджи-Мурат", "Хождение по мукам", Уголовный кодекс. Валерий Панов, например, недавно перечитал Герцена "Кто виноват?". Вообще, все они, о ком вы спрашиваете, читают много.

По статистике на одного заключенного в СИЗО государство тратит в день 28 рублей. На тех, кому необходимо диетическое питание, — 51 рубль. В рационе: каши, картофель, макароны, мясо, частенько дают рыбу, молоко и соки. Продукты и иные товары первой необходимости можно также получить с передачей или официально купить прямо здесь внутри территории через магазин. Деньгами ВИПы не разбрасываются и много не тратят. За февраль — от полутора до 4 тысяч рублей. Могут, как и все остальные с разрешения следователя, заказать переговоры по телефону, а также право на краткосрочные свидания с родственниками. Так, Корниенко этим правом в феврале пользовался, Панов — нет, а вот Шилик пока никак не может получить разрешение. Начальник изолятора говорит — в интересах следствия. Все раз в неделю дополнительно заказывают баню. А в начале марта в СИЗО выбирали президента страны. В день голосования явка составила здесь 100%. Валерий Панов, к слову, появился на избирательном участке №48 с тем самым томиком Герцена.

— А есть ли отличия в поведении здесь, в изоляторе, бывшего высокопоставленного чина от поведения рядового подследственного? — интересуемся у Заблоцкого.

— Обычно нет, — отвечает. — Первую неделю все находятся в отрешённом, подавленном состоянии. Оно и понятно, ведь задержание чаще всего происходит неожиданно. Затем шок проходит, и линия поведения выстраивается уже с учетом советов адвокатов. Но надменности или какого-то превосходства в отношениях с персоналом или сокамерниками — ничего этого нет.

Вопросами своего здоровья никто из ВИПов также не спекулирует, отдает должное своим "подопечным" Иван Иосифович. Говорит, от них жалоб не поступало, на них жалоб тоже нет. В общем, хорошо сидим!