Кому только не известен в республике Михаил Леонидович Гольденберг! Вот уже три года он – директор КГКМ, а до этого тридцать лет преподавал историю в школе, пятнадцать лет вел историческое направление в Республиканской школьной академии и до сих пор преподает методику преподавания истории в университете. В тринадцатой школе организовал в свое время музей военного детства. Популярный школьный учебник по истории Петрозаводска, подготовленный к трехсотлетию города, – также его заслуга.
– Первые деньги я не то чтобы заработал – я их накопил, – рассказывает Михаил Гольденберг. – Учился я тогда в пятом классе Сортавальской средней школы №1, жили мы с родителями скромно (папа – офицер, мама – библиотекарь), на лишнее денег не тратили. И как-то я увидел в Военторге книгу Раффаэло Джованьоли "Спартак"…
Это был внушительных размеров фолиант. С бело-черно-красными иллюстрациями Саввы Бродского. Просто потрясающая книга! И стоила она целое состояние – десять рублей… Но я на нее все-таки накопил. Недели за две. Это казалось мучительно долго. Как насобирал? Ну, школьной столовой у нас не было, поэтому родители давали по двадцать пять копеек на пирожки с повидлом. Но пирожки-то были по пять…
Когда купил "Спартака", эмоции переполняли – не то слово! А книга, кстати, до сих пор у меня в домашней библиотеке.
Бензоколонка
Учился я, можно сказать, на двух факультетах сразу. Первый – историко-филологический факультет ПетрГУ, а второй – факультет общественных профессий. Лекторское отделение, курс научного атеизма, а под руководством известного газетчика И.М. Бацера я учился журналистике. Именно эта профессия и принесла мне первый доход.
Помню, Исаак Бацер устроил нам своеобразную акцию: репортаж о жизни ночного Петрозаводска. Мы распределились по всем службам, которые ночью работают. Кого в больницу, кого в пожарную, а меня – на автозаправку. Там я всю ночь общался с таксистами, после чего и написал свой репортаж для "Ленинской правды".
Получил свои десять рублей (на самом деле восемь за вычетом налогов) и жутко этому радовался. Еще бы! Зарабатывать деньги собственным интеллектом, творчеством – это здорово окрыляло.
Почему не пошел в журналистику? Даже не знаю. В то время вообще мое профессиональное будущее представлялось мне весьма туманно. До тех пор пока я не попал в школу на педпрактику. Учить детей мне понравилось. Это приятно. Приятно само ощущение того, что кто-то умнеет от тебя.
Сначала практиковался в девятой школе, а потом работал в тридцатой. Честно говоря, я понятия не имел, что такое "программа". Да, на практике я делал конспекты уроков, но почему-то мне всегда казалось, что учителя сами придумывают, о чем будут рассказывать детям. Поэтому первые мои уроки были как концерты. Я к тому времени перевел шестой том Черчилля о Второй мировой войне, посвященный атомной дипломатии, и декламировал ученикам его монологи.
Но руководство школы поступило тогда со мной очень гуманно. Через полгода таких занятий меня просто отвели в сторонку и объяснили значение таких страшных слов, как "программа" и "учебный план". Наверное, по иронии судьбы, я потом почти всю жизнь занимался методикой преподавания. Написал диссертацию, несколько десятков научных трудов, выпустил учебник, преподавал методику в университете.
А первую зарплату в школе помню – получал сто двадцать семь рублей. С первой же получки купил родителям ковер за шестьдесят рублей, который до сих пор висит на стене. Подвиги Павла Власова из романа Горького "Мать" повторять не стал (с первой зарплаты купить себе красную рубаху, гармошку и напиться), так что все было комильфо.
Список Спилберга
Преподаванием и методикой я занимался довольно долго. Участвовал во многих международных проектах. Один из самых интересных завершился относительно недавно – в 2006 году. Я работал в Голливуде в команде Стивена Спилберга.
К тому времени он уже снял свой знаменитый фильм о холокосте "Список Шиндлера". Готовился он к этой картине очень долго и тщательно. С 1992 года его специалисты собирали видеоархив воспоминаний свидетелей, жертв и освободителей. Пятьдесят стран. Тридцать восемь языков. Он потратил на этот проект шестьдесят пять миллионов долларов и сделал, по сути, то, что так и не сделали мы по отношению к своим ветеранам…
Фильм вышел. Архив, принадлежащий Спилбергу, остался. И он захотел, чтобы эти материалы "заговорили". Для этого он нанял методистов из разных стран, чтобы те подготовили некий педагогический продукт на основе этих материалов. Я был в числе пяти специалистов из России. Я отсмотрел сто дисков и изготовил ряд педагогических продуктов.
Заплатили мне тогда, конечно, хорошо, но всех моих финансовых проблем это не решило.
– Есть вещи и подороже денег, – считает Михаил Леонидович. – Как говорил Наполеон, миром движет интерес. Но интерес к деньгам не должен затмевать все остальное. Вообще, деньги – это довольно щепетильная тема, и я всегда с осторожностью к ней подхожу. Люди ведь разные, и всех по-разному воспитывали. А я по натуре идеалист: считаю, что все зависит от уровня культуры. В том числе и отношение к деньгам. Своим и особенно чужим.