Криминал Не успел уволиться

Илона РАДКЕВИЧ
№19 (676) 06.05.2009

Процесс по делу бывшего и.о. заместителя министра промышленности и природных ресурсов Карелии Валерия Панова вышел на финишную прямую. Подсудимый дал показания и объяснил, откуда взялись миллионы, найденные сотрудниками милиции в его автомобиле. Напомним: Валерия Панова задержали в июне 2007 года. Тогда его обвинили сразу в трех преступлениях: получении взятки в крупном размере (речь шла о сумме в 46 (!) миллионов рублей), злоупотреблении должностными полномочиями и незаконном участии в предпринимательской деятельности. Когда дело дошло до суда, обвинение в превышении должностных полномочий исчезло, а сумма взятки сократилась до 11,8 миллиона рублей.

Едва не удалили из зала

Показания Валерий Панов давал три дня. И это только благодаря тому, что судья не разрешила бывшему чиновнику рассказывать все, что он хотел бы донести до сведения присяжных (подробности карьерного роста до попадания на госслужбу, отношения с коллегами, добыча камня в Карелии и многое другое). Таковы особенности процесса с судьями из народа – им не положено знать ничего из того, что напрямую не связано с обвинением. Правда, Валерий Алексеевич считал, что говорит исключительно по делу, а потому каждый раз, когда его останавливали, начинал возмущаться и спорить с судьей. Это едва не закончилось его удалением из зала суда.

– Мне не понятно, в чем меня обвиняют, – попытался объяснить свое поведение подсудимый. Однако решил не рисковать и перешел к сути.

Валерий Панов рассказал, что работал в хорошей коммерческой организации, и долго думал, прежде чем согласиться на работу в Министерстве промышленности и природных ресурсов.

– Я пришел получить удовлетворение от деятельности, а не одно место просиживать, – бывший чиновник говорит, что заступил на службу как раз тогда, когда внедрялась новая система выдачи лицензий на недропользование (лицензирование оказалось полностью в руках республиканского министерства). – У меня на тот момент не было обязанностей, сведенных в один какой-то документ. Старые функции отпали, а новых еще не было. Я пришел вообще не понятно на что.

Бескорыстная душа

Валерия Панова обвиняют в том, что, согласившись на работу в министерстве, он продолжил заниматься коммерческой деятельностью. Да, формально он вышел из состава учредителей фирмы "Геомастер", но вместо него туда вошла его жена. Далее, по версии следствия, работая на государство, чиновник помогал зарабатывать деньги своей фирме. Позже при участии этой компании были образованы еще несколько коммерческих фирм, которые с помощью Валерия Панова беспрепятственно получали лицензии на право добычи полезных ископаемых. Почти 12 миллионов рублей, с которыми Панова задержали в Санкт-Петербурге, по версии следствия, – награда за одну из лицензий.

Подсудимый уверяет, что во времена своей работы в министерстве никакого участия в деятельности "Геомастера" не принимал:

– Доверенных лиц у меня не было. Ни устно, ни письменно я их не назначал. Прибылью данного общества не распоряжался. В заседаниях "Геомастера" не участвовал, а если и участвовал, то не как участник, а с точки зрения личных отношений. Участником "Геомастера" была моя жена, и мне не все равно было, куда она будет вкладывать деньги. И я мог высказываться не как гражданский служащий, а как человек.

То, что выезжал с директором фирмы "Геомастер" на места будущих карьеров, Панов не отрицает. Говорит, делал это не ради собственной прибыли. Мол, он как чиновник радел за то, чтобы в Сегежском районе заработали новые предприятия и появились так нужные району дополнительные рабочие места.

– Получается, Панов – не бескорыстная душа, а он за то, что сделал, деньги получил, – даже обиделся подсудимый.

Что касается денег, здесь версии разнятся. Генеральный директор "Геомастера" Алексей Захаров в суде не стал отрицать, что часть прибыли от одной из сделок компании (а именно один миллион рублей) отдал Панову. Захаров уверял, что это был его личный долг Панову. Однако в записях его же телефонных переговоров есть фраза: "Деньги пришли, и он (речь о Панове. – Прим. авт.) "лимон" забрал. Потому что мы от него зависим…" Сам же Панов сказал в суде, что в тот день вообще не брал у Захарова денег.

Валерий Панов уверяет, что не мог способствовать в выдаче лицензий ни за деньги, ни без них:

– Выдача лицензий – это технический момент. Я не мог никому гарантировать беспрепятственное получение лицензий без проведения конкурсов и аукционов. Потому что порядок предусматривает обязательную публикацию в газете и Интернете. И любой, кто прочитает эту информацию, имеет право тоже подать заявку. Конкурсы и аукционы проводятся при наличии второй заявки. Если второй заявки нет, все лицензии оформляются беспрепятственно в течение семи дней. Как можно гарантировать ее отсутствие? Лично я не знаю, как это можно сделать.

Не успел уволиться

Панова также обвиняют в получении взятки в размере 11,8 миллиона рублей (с этими деньгами его задержали в Санкт-Петербурге) от директора компании "Монолит-М", которой чиновник, по версии следствия, обеспечил получение лицензии на добычу гранита в Питкярантском районе.

– Деньги около "Гостиного двора" я получил, – не стал отрицать Валерий Панов. – Но никаких действий по организации беспрепятственного получения лицензии я не производил. Сдали документы и забыли. Какая там особая роль?

По словам подсудимого, в Санкт-Петербург он ехал по личным делам – встречать тещу. О том, что нужно будет перевезти в Петрозаводск крупную сумму денег, узнал уже на месте: товарищ (директор "Монолита-М") попросил, он – взял. Деньги предназначались на их дальнейшую работу в Карелии. Оказывается, Валерий Панов собирался уйти из министерства и заняться проектами компании "Монолит-М".

– Когда ты три месяца работаешь исполняющим обязанности заместителя министра и никакие действия не предпринимаются по назначению тебя на должность, то я как здравый человек прекрасно понимал – моя кандидатура кого-то не устраивает, – пояснил Панов. – Поэтому вопрос моего увольнения из министерства был практически решенным.

Говорит, времени в Питере у него было мало, поэтому деньги у будущего компаньона он согласился взять сразу, не думая:

– Да? Да. Хорошо! Тем более я прекрасно понимал, что мы едем с другой кучей денег, которые везут мои партнеры. Какая разница, везти 10, 20, 60 миллионов? Хоть сто. Какая разница? Сегодня и за 500 рублей убить могут, если кто узнает.

По словам Панова, человек, передавший ему миллионы, должен был через некоторое время приехать за ними в Петрозаводск.

Присяжные поинтересовались: почему такую крупную сумму не оформили распиской?

– Есть отношения, которые расписками не оговариваются. Я очень часто даю деньги без расписок. Не было ни одного случая, когда я не выполнил обязательства или передо мной кто-то. Вот когда будет первый случай, тогда, может быть, и отношение к этому изменится.

Это версия Валерия Панова! Поверили в нее присяжные или нет, скоро узнаем. Судебное следствие закончено. Впереди прения сторон.