Культура Роман Иеромонаха

Губерния
№19 (676) 06.05.2009

Сто лет назад, погожим весенним днем 1909 года, по Английской улице (ныне пр. Карла Маркса) катался молодой петрозаводский чиновник. Демонстративно нарушая при этом Правила дорожного движения.

Отчаянный коллежский регистратор сам правил лошадью, причем "допускал чрезмерно быструю езду и не держался правой стороны". Городовой сделал чиновнику замечание. Чиновник, однако, не только не подчинился требованию полиции, но, подъехав к городовому, "возвышал голос в грубой форме". Юноша угрожал полицейскому, что будет жаловаться на него губернатору. Губернатор, впрочем, вовсе не вступился за "обиженного" подчиненного, а напротив, отправил коллежского регистратора под арест на три дня. В постановлении об аресте губернатор отметил, что всегда требовал от чиновников подчиненных ему учреждений не вступать в пререкания с полицией.

Можно ли разгружать хлеб в воскресные дни? С.Ю.Витте обратился к духовенству с просьбой убедить паству работать на разгрузке вагонов не только в будние, но и в праздничные дни. Газета "Олонецкие ведомости" от 5 мая 1909 года напечатала два ответа священников. Киевский митрополит Платон объяснял, что производить необходимые работы в воскресные и праздничные дни можно, греха в этом нет (здесь он сослался на государственный закон и на Евангелие). А вот архиепископ Никанор Херсонский ответил так: "Господин Витте желает, чтобы православные люди еще меньше уважали свои воскресные и праздничные дни. Народ наш и так нуждается в уроках совершенно обратного смысла. Пускай господин Витте обратится со своим предложением к еврейским раввинам, чтобы те внушили евреям, что им не следует чтить свои субботы и праздники. А евреи действительно чтут свои праздники, чем могли бы давать добрый пример и христианам".

А многим христианам и в самом деле не помешал бы положительный пример. Упадок духовной жизни констатировал Всероссийский монастырский съезд, впервые состоявшийся в 1909 году. Главной проблемой монашества на съезде однозначно называлось пьянство. К тому же "от праздности, в связи с излишним потреблением водки, развивается похоть плотская". Иллюстрацией этому служит история, напечатанная в газетах под заголовком "Роман иеромонаха".

Весной 1909 года на скамье подсудимых оказались четверо, обвинявшиеся в краже денег у иеромонаха отца Панкратия. Одной из подсудимых была 17-летняя девица по имени Ольга, которая довольно долго сожительствовала с 70-летним иеромонахом. Ночные свидания любовников происходили в доме знакомого сапожника. Пара решила закрепить свою связь законным браком. Ольга стала шить подвенечное платье, а иеромонах поехал к архиерею хлопотать о снятии с него монашеского сана. У иеромонаха имелся чемодан с деньгами; уезжая, отец Панкратий оставил чемодан у сапожника. Сапожник, "усердный поклонник Бахуса", решил, что Ольге будет выгоднее воспользоваться чемоданом с деньгами: с таким чемоданом можно найти и молодого жениха. Чемодан был вскрыт, сапожник получил на водку 50 рублей, жена сапожника – 130, отец невесты – 500, а Ольга взяла себе основной капитал – 3 тысячи рублей. На другой день приехал отец Панкратий от архиерея печальный, поскольку вместо снятия сана получил хороший нагоняй. "Заглянув в чемодан, отец Панкратий и тут не нашел себе утешения – чемодан был пуст…" Иеромонах обратился в полицию, и она в тот же день отобрала у воришек деньги. Интересно, что всем четверым вынесли оправдательный приговор.