Экономика Автокредиты стали реже брать

Сергей Алексеенко
№19 (676) 06.05.2009

По наблюдениям экспертов, объем рынка автокредитования в России снизился в пять раз. Тенденция сохранится. Даже государство со своим льготным кредитованием не поможет исправить ситуацию. Причина столь резкого снижения автокредитования, по мнению российских аналитиков, в том, что одни банки вообще прекратили выдавать кредиты, а другие увеличили по ним проценты. А как обстоят дела в Карелии?

Взять можно, оплачивать сложно

– Действительно, машин в кредит стали брать меньше, – согласились в петрозаводских автосалонах. И предположили, что причина не столько в банках, сколько во времени. Мол, в период мирового финансового кризиса граждане просто опасаются брать автокредиты. Тем более что они стали гораздо менее доступны, чем раньше.

То, что банки стали осмотрительнее, – уже не секрет! Известно, что немаловажную роль в решении о выдаче автокредита играет финансовая устойчивость предприятия или организации, где трудится потенциальный клиент. Имеет значение и сама сфера деятельности, насколько ее затронули или могут затронуть сокращения.

– Сейчас важно все, – сообщили нам в одном из банков Петрозаводска. – Даже то, сколько комнат в квартире, где вы живете.

На глазах у корреспондента "Карельской Губернiи" в автокредите было отказано клиенту, который, оплачивая предыдущий кредит за машину, несколько раз на пару дней задержал ежемесячный платеж. Очень внимательно проверяют и наличие несовершеннолетних детей (чем их больше, тем ниже шансы получить кредит). И тем не менее главным критерием остается зарплата!

Мы решили провести свой эксперимент. Для этого попросили человека с чистой кредитной историей и средней для Карелии заработной платой (около 17 тысяч рублей) попытаться взять автокредит на машину ценой около 500 тысяч рублей. Наш герой подал заявление сразу в несколько банков, и в течение 5 дней ему ответили: в четырех – согласием кредитовать, в двух – отказом (объяснили это довольно скромным достатком клиента и посоветовали присмотреть машину подешевле, после чего обратиться повторно).

То есть в принципе получить автокредит несложно.

– Если в одном банке откажут, в другом обязательно дадут, – советуют нам в автосалоне. – Правда, там, где требования к заемщику ниже, проценты по кредиту значительно выше. Кое-где они достигают 30 процентов.

Не исключено, что проценты – одна из основных причин, почему машины в кредит стали брать значительно реже. За год они увеличились в 2-2,5 раза!

К тому же сейчас практически невозможно получить автокредит без первоначального взноса. Большинство банков требуют, чтобы клиент сразу заплатил не менее 30 процентов от стоимости автомобиля.

Кстати, мы обзвонили 12 карельских банков, и только в одном из них нам сообщили, что система автокредитования приостановлена. На наш вопрос: "Почему?" – из банка пришел ответ: "В связи с неблагоприятной рыночной ситуацией банк продолжает период сдерживания своей активности и сокращения объемов бизнеса. Мы приостановили кредитование во всех торговых сетях. Мы будем держать ситуацию под контролем, принимая во внимание изменения на рынке, чтобы защитить наших существующих клиентов и наш бизнес, так как рынку нужны сильные финансовые компании, которые смогут пережить кризис и начать активную работу, как только ситуация улучшится".

Кредит со льготой

В апреле начался прием заявок на льготные автокредиты. Схема такая: банки выдают автокредиты по своей процентной ставке минус две трети ставки рефинансирования ЦБ. Затем государство компенсирует кредитным организациям недополученную прибыль из федерального бюджета. Так власти намерены и автозаводы во время кризиса поддержать, и небогатым согражданам с приобретением машины помочь.

В Карелии работу по этому направлению начали три банка (Сбербанк, Россельхозбанк и ВТБ24). Первоначальный взнос при льготном кредите – 30 процентов от стоимости машины, максимальный срок погашения – 2,5 года. В списке автомобилей, которые подпадают под программу льготного кредитования, – 29 наименований. В него входят – весь ассортимент АвтоВАЗа, Chevrolet Niva, UAZ Hunter и пять иномарок: Ford Focus, Kia Spectra, Fiat Albea, Skoda Fabia и Renault Logan. При этом льготный кредит можно получить только на машину стоимостью не более 350 тысяч рублей.

Как же быть с машинами из списка, цена которых гораздо выше заявленной? Стоимость Chevrolet Niva, например, сейчас в салонах составляет не меньше 412 тысяч.

– Значит, нет никаких шансов взять на этот автомобиль льготный кредит? – спрашиваем в одном из банков, работающих по госпрограмме.

– Шанс есть всегда. Найдите этот автомобиль за 350 тысяч рублей.

– Но за такие деньги можно купить только подержанную Chevrolet Niva. На подержанные автомобили льготное кредитование распространяется?

– Нет!

Как льготные кредиты отразятся на карельском рынке автокредитования, сказать сложно. Программа только начала действовать. И в банках, и в автосалонах пока не рискуют делать прогнозы.