Общество Таинственный запах

Надежда Меккиева
№27 (684) 01.07.2009

Жители двух квартир в Сегеже были вынуждены покинуть свое жилище из-за странного запаха. По их словам, в квартирах невозможно находиться: начинает кружиться и болеть голова, ухудшается самочувствие. Вот уже два года люди обивают пороги различных инстанций. Но до сих пор никто не может сказать, чем же отравлен воздух в квартирах. Или не хочет?

Фенол был…

Как рассказывает пенсионерка Раиса Павлова, проживающая в доме по улице Строителей уже больше 20 лет, слабый запах ощущался давно:

– Но мы не обращали внимания, проветрим – и все. А в декабре 2007 года так запахло, что хоть из дома беги. Мы подумали: воняет линолеум, который мы положили в мае. Муж его снял и отнес в сарай. И начали проветривать квартиру, день и ночь при открытом балконе жили, хотя на улице мороз. До 14 числа проветривали, а потом я пошла в Роспотребнадзор.

Когда в дом пришла проверка, обнаружилось, что пахнет и в соседней квартире.

– Я начала себя плохо чувствовать еще в 2007 году, – говорит хозяйка второй "пахучей" квартиры пенсионерка Нина Касаткина, что проживала здесь с двумя дочерьми и внуками. – Резко повышалось давление, подташнивало. Но я все грешила на свое плохое здоровье. Запах в квартире был, но не каждый день, а особенно во влажную погоду.

Обследования выявили в двух квартирах повышенное содержания фенола и формальдегида. Эти вещества применяются при производстве различных материалов, в частности строительных, и в больших дозах чрезвычайно опасны для организма человека.

Два раза – в марте и октябре прошлого года – замеры показывали превышение. В остальных квартирах сегежской пятиэтажки никаких отклонений от нормы не обнаружено.

…И исчез

В квартире Нины Касаткиной были взяты на анализ обои, потолочная плитка и книжная полка. Однако ничего опасного не нашли. Правда, по поводу книжной полки есть заключение, что при температуре выше 40 градусов действительно происходит повышенное выделение формальдегида.

– Но где же у нас в квартире может быть 40 градусов? – риторически спрашивает Нина Касаткина.

Жильцам предложили выехать на время из квартир и вывезти всю мебель. Уже пошел четвертый месяц, как семьи живут в съемных квартирах, которые оплачивает мэрия.

Последние экспертизы показали: содержание фенола и формальдегида не превышает допустимой нормы. То есть логично предположить, что опасность крылась в мебели. Но в это не верят сами жильцы. Ведь запах-то из квартир никуда не исчез.

– У меня трехкомнатная квартира, у соседки – однокомнатная, мебели у меня гораздо больше, чем у нее, – рассуждает Нина Касаткина. – У нее там один шкаф, кровать да диван. А пробы на фенол и формальдегид у нас были одинаковые.

Кто должен нюхать?

Согласно недавним заключениям экспертов в подозрительных квартирах снова можно спокойно жить. Но людей по-прежнему беспокоит запах.

– Да, был запах. Не знаю, есть он сейчас или нет, – ответила нам начальник сегежского отдела Роспотребнадзора Маргарита Чепец. – Это не наша обязанность сидеть и нюхать. Обязали администрацию, это ее работа. У каждого свой запах в носу: у кого лекарствами пахнет, у кого запах затхлости.

– Есть запах при закрытых форточках, при проветривании нет запаха, – подтвердил глава Сегежи Сергей Долгачев. – Но мы не на запахи реагируем, а вызываем лабораторию. Ведь увезли мебель, проверяли дважды – нет превышений.

По словам Сергея Долгачева, признать квартиру Нины Касаткиной непригодной для проживания можно, лишь основываясь на лабораторных исследованиях. А раз они показали, что все хорошо, ничего не поделаешь, придется жильцам возвращаться в пахучее жилье. За квартиру Раисы Павловой мэрия вообще ответственности не несет, так как жилплощадь приватизирована. Потому пенсионерка подала в суд. Но есть вероятность, что в свете новых исследований суд в иске откажет.

– Отсутствует документальное подтверждение, что причиной выделения вредных веществ является мебель, – несколько обнадежила помощник прокурора Сегежского района Дина Коржова. – В суде будут необходимы пояснения специалистов, может быть, целесообразно повторное исследование. Прокуратура держит данный вопрос на контроле.

"Хотим жить дома"

Оснований не доверять пенсионеркам нет. Запах чувствуют и другие люди.

– Запах такой, что невозможно там находиться, – говорит соседка с первого этажа Анна Брылевич.

– Как будто краской сильно пахнет, – рассказывает журналистка телекомпании "Ника плюс" Анна Шоттуева. – И это при том, что вся мебель вывезена и квартиры стоят пустые. Мы с оператором находились там всего полчаса, и самочувствие ухудшилось. Закружилась голова, в горле появилась сухость.

– Мне говорят, что я, мол, просто не хочу здесь проживать. Потому и придумываю, – голос Нины Касаткиной дрожит от слез. – У меня прекрасная трехкомнатная квартира, второй этаж, балкон. Зная, что в Сегеже не ведется строительство, могу ли я надеяться на что-то лучшее?!

А 73-летней Раисе Павловой с 78-летним мужем пришлось из однокомнатной квартиры переехать в деревянный дом, временно выделенный мэрией.

– У нас была однокомнатная, удобная, чистенькая квартира, – говорит Раиса Алексеевна. – А нас впихнули в эту грязь. Квартира старая, запущенная. Весной крыс травили. Мне говорят в мэрии: "Продавай квартиру". Но кто же ее с таким запахом купит?

В городской мэрии "Карельской Губернiи" пообещали, что найдут еще какую-нибудь лабораторию, более современную. Но сколько можно? Ведь и так дело тянется уже два года. Похоже, искать причину отравляющей вони просто не хотят. Легче посоветовать старушкам зажать нос и распахнуть пошире окна.

Осторожно, фенол!

Фенол – летучее вещество с характерным резким запахом. Пары его ядовиты. Вызывает нарушение функций нервной системы. Пыль, пары и раствор фенола раздражают слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, кожу.

В химической промышленности фенолы используют для изготовления красителей, пестицидов, лекарственных препаратов, фенолформальдегидных смол и синтетических волокон. Сфера применения этих веществ достаточно широка. Большинство жителей нашей страны узнали о них из-за скандала вокруг печально известных "фенольных домов" – панельных многоэтажек, построенных в конце 1970-начале 1980-х годов.

Эти дома в свое время считались экспериментальными. В бетон, использованный при их строительстве, добавляли фенолформальдегид, ускоряющий затвердевание бетона. А для удешевления процесса в качестве утеплителя панелей было решено использовать стекловату, пропитанную фенолформальдегидными смолами. Практически сразу после того как "фенольные дома" были построены, герметичность швов нарушилась и ядовитые фенольные испарения поползли внутрь квартир.

Новоселы, поначалу обрадовавшиеся просторным квартирам, вскоре поняли, что вместе с новым жильем они получили целый букет проблем со здоровьем – это и аллергия, и болезни глаз, почек, дыхательных путей, и даже злокачественные новообразования. Дело в том, что фенол и его производные без труда проникают в организм человека через кожу и желудочно-кишечный тракт, а пары фенола – через легкие. Чем выше концентрация фенола в крови, тем сильнее его неблагоприятное влияние на здоровье человека.