Политика Нам дороги дороги?

Надежда Меккиева
№21 (731) 26.05.2010

На дворе XXI век, а в России по-прежнему не дороги, а направления. Хотя, казалось бы, и деньги вкладывают огромные, и технологии современные, и рабочие готовы ремонтировать хоть круглосуточно. А все не в коня корм: не успел оглянуться, а на месте старой выбоины появляются две новые. Почему у нас так и как переломить ситуацию – обсудили на очередном заседании "Политклуба" (совместный проект кафедры политологии ПетрГУ и газеты "Карельская Губернiя"). Помочь разобраться с дорожным вопросом пришли:

Галина Гальченко, преподаватель Петрозаводского автотранспортного техникума;

Игорь Шарапов, директор муниципального предприятия "ДЭУ";

Дмитрий Астраханцев, заместитель мэра Петрозаводска, председатель Комитета по вопросам ЖКХ.

По технологиям 1914-го

– Кто скажет, что тема дорог не политическая, все-таки будет не прав, – открыл заседание "Политклуба" его ведущий, журналист Григорий Воеводин.

По информации Дмитрия Астраханцева, в этом году на капитальный ремонт петрозаводских дорог заложено 170 миллионов рублей. Как же выбирались улицы-везунчики?

– Прежде всего должны быть закончены участки, ремонт которых начался в прошлом году. Исходя из этого и выстраивали свои планы, – рассказал Дмитрий Астраханцев. – Второй приоритет – разгрузка центральных магистралей за счет ремонта других дорог.

– А третий приоритет, наверное, юбилей республики? – спросил ведущий Григорий Воеводин. – Например, площадь Ленина не в таком ужасном состоянии, как улица Балтийская. Тем не менее площадь Ленина ремонтируют, а Балтийскую – нет.

Но, как пояснил Дмитрий Астраханцев, ремонт площади Ленина – это подарок города к 65-летию Победы. Ремонт планировали завершить к 9 Мая, но из-за припозднившегося открытия асфальтобетонных заводов, поставляющих сырье, не успели в срок.

– Почему улицу Ригачина отремонтировали вовсе не там, где ходит общественный транспорт? – не закрыл тему Григорий Воеводин.

По словам Дмитрия Астраханцева, выбор пал на самые проблемные участки, улицу же Ригачина закончат в следующем году. Вот только где гарантия, что этот год переживут уже отремонтированные улицы.

– Сначала дорожные строители предоставляли гарантию на свою работу 3 года, потом – 5 лет, а сейчас вообще 7 лет. Выдержат ли дороги такой гарантийный срок? – поинтересовался ведущий. По признанию Дмитрия Астраханцева, оснований не доверять специалистам у него нет. Тем более что в этом году в Петрозаводске стала применяться новая технология – укладка щебеночно-мастичного асфальта.

Галина Гальченко не понаслышке знает, что любую, самую современную технологию можно испортить непрофессиональным исполнением.

– Наши ребята часто говорят "как бы", это такое прилипчивое словечко. Так вот у нас как бы ремонтируются как бы дороги, – считает Галина Гальченко. – Щебеночно-мастичный асфальт пока применяют первый год, посмотрим, что будет. Хотя асфальт может оказаться низкого качества, ведь первые 15 дней на асфальтобетонных заводах идет наладка, что отражается на качестве сырья. Как в прошлые годы позиционировали себя строители из Белоруссии, использующие при текущем ремонте литой асфальтобетон. А результат налицо: все надо латать заново.

Действительно, вызывает недоумение, почему карельские дороги ремонтировала белорусская фирма. Неужели своих нет дорожников? Оказалось, что нет.

– Они работают в тот период времени, пока не работают заводы, выпускающие горячий асфальт, – пояснил Игорь Шарапов. – Это период конец марта - начало апреля. И занимаются они ремонтом не ямочным, а ремонтом аварийных ям, то есть тех, что по предписанию ГИБДД надо заделать, так как они представляют угрозу. В Карелии нет ни одной организации, которая бы работала по литому асфальтобетону и которая могла бы сделать эти работы.

Студенты-контролеры

Понятно, нет в Карелии литого асфальта. Но почему нет спроса с белорусских дорожников? Ведь обещали не только количество, но и качество.

– Во всеуслышание они заявили, что у них прекрасная технология и выбоины не появятся целых три года, – напомнил ведущий Григорий Воеводин. – А мы ездим и понимаем, что не сбывается. И возникает ощущение, что становится только хуже. Где гарантия на работы?

Игорь Шарапов был склонен винить промозглую карельскую весну. Отчасти да, все верно. Но строители не могут не понимать, что ремонт в такую погоду крайне недолговечен.

– Технология хорошая, современная. Но она должна выполняться. Конечно, можно работать при температуре минус 10, но идеальная температура – от плюс трех и выше, – рассказала Галина Гальченко. Преподаватель руководит студенческой практикой и воочию наблюдает за тем, как ремонтируются дороги. – Кроме того, белорусы использовали асфальт низкого качества. И главное: согласно технологии, по периметру залитого асфальтом кусочка также должна быть битумная лента, которая и воду не пропустит, и в случае температурных перепадов сработает как амортизатор между заплатой и основным полотном.

– Да, нарушения технологии есть, никто не спорит, – признал Игорь Шарапов. – Сейчас мы ставим вопрос, чтобы приобрести все необходимое оборудование и самим освоить эту технологию.

– Но это когда еще будет! А кто будет спрашивать с белорусской фирмы по гарантиям прошлых лет? – задал вопрос ведущий.

– Знаете, как у нас в России бывает, в прошлом году компания называлась X, а в этом Y. И к кому предъявлять претензии? – ответил Дмитрий Астраханцев.

– Неужели сложно проконтролировать во время выполнения работ? – заметил Григорий Воеводин.

– Это точно возможно, – подтвердила Галина Гальченко. Ведь в роли контролеров могут выступить студенты автотранспортного техникума, что зачтется им за производственную практику.

По словам Игоря Шарапова, он даже готов заключить соответствующий договор с учебным заведением. За студентами дело точно не станет.

От "Васи Пупкина" не застрахованы

Кстати, как сообщил Игорь Шарапов, белорусы приедут в этом году чинить дороги по гарантии. Еще одна хорошая новость – ямочный ремонт включен в единый контракт с ДЭУ, и теперь на каждую яму не нужно проводить аукцион. Но это все равно не исключает возможность появления залетных фирм. По признанию Дмитрия Астраханцева, он скептически относится к варягам, приезжающим латать наши дороги. Справиться со всем может и петрозаводское ДЭУ. Мол, тогда и технология будет выполняться, и будет с кого спрашивать.

– На моей памяти ДЭУ тоже меняли названия, а также места дислокации 3 или 4 раза, – отметил Григорий Воеводин. – Если предприятие обанкротится, опять же, кто будет отвечать?

Но, по заверению Дмитрия Астраханцева, при новом подходе, что сейчас практикуется в администрации, такого быть не должно.

– Почему банкротилось муниципальное предприятие? Потому что администрация просила: сделайте нам работ на то желание, которое у нас есть, а не на имеющееся финансирование, – рассказал Дмитрий Астраханцев. – И, как правило, желаний становилось все больше и больше.

Сейчас ДЭУ работает исключительно в рамках финансирования.

– Я не хочу петь дифирамбы администрации, но с прежней властью в ход шел только административный ресурс, экономику в расчет никто не брал, – признался Игорь Шарапов. – Иначе как умышленным банкротством это не назовешь. Сегодня администрация понимает, что надо платить, чтобы предприятие работало. Только в первом полугодии этого года мы получили 100 миллионов рублей, тогда как раньше нам выделялось всего 50 миллионов в год.

Но как бы ни старались поддерживать местные предприятия, фирмы-варяги все равно могут появиться на карельских дорогах. Всего лишь предложив меньшую цену на аукционе.

– Сегодня тема 94-го Федерального закона очень актуальна, этот закон всем мешает, – рассказал Дмитрий Астраханцев. – Мы не застрахованы от ситуации, когда на аукционе выиграет, к примеру, не наш Технострой, а залетная фирма "Вася Пупкин", потому что предложит сделать в 4 раза дешевле.

Опасно, мост!

Гоголевский мост в Петрозаводске давно уже стал символом бездорожья. Но как бы качественно ни латали мост, толку от этого мало. По словам Игоря Шарапова, на мосту нет нормальных водостоков и нужного профиля полотна, что и приводит к бессмысленности всех латаний дыр на путепроводе. Поставить же такой профиль невозможно, так как это значительно увеличит нагрузку на мост. А он и без того на ладан дышит. Галина Гальченко назвала Гоголевский мост самым опасным сооружением в городе.

– На балках моста образовались поперечные и продольные трещины. Коварство железобетона в том, что деформация накапливается, и когда мост обрушится, предсказать сложно, – от слов преподавателя становилось не по себе. – Когда ремонтируют любой мост, асфальт должен увеличить общий вес моста не более чем на 5%. А у нас было 15%, потом еще добавили, и этот слоеный пирожок очень опасен. Ремонт для этого моста – как мертвому горчичник. Железобетонные мосты в таком состоянии отремонтировать невозможно, надо строить новый. Гоголевскому мосту осталось совсем немного жить.

Понятно дело, деньги требуются немаленькие. Пока же городской бюджет не может найти денег даже на завершение трассы Кукковка-Древлянка, что могла бы существенно разгрузить Гоголевский мост.

– Мы ждали, что нам помогут, но, к сожалению, пока надо изыскивать деньги самим, – отметил Дмитрий Астраханцев. – В этом году доделаем. И даже с мостом покумекаем, чтобы исключить появление на этом участке "бутылочного горла".

Интересно, что недоделанный участок зимой 2008-2009 гг. к тому же не чистился и движение там стало фактически однополосным.

– Дорога была не сдана, соответственно, обслуживать ее должен был подрядчик, но в смете подрядчика такого вида работ не было, – пояснил Игорь Шарапов. – Нынешней зимой дорогу обслуживали уже мы.

– Вот и получается, крутимся по заколдованному кругу. Где выход-то? – спросил Григорий Воеводин.

Пока с дорогами у нас все плохо, петрозаводчане борются за свои автомобили другими методами. Повредив машину на очередной колдобине, автомобилисты все чаще подают в суд на мэрию или ДЭУ. И отсуживают деньги. Деньги, которые могли бы пойти на ремонт дорог.

Плюс один

Илья Шляпников, автоюрист:

– Если вы повредили машину, наехав на яму, то первое, что надо сделать, это вызвать сотрудников ГИБДД. Они в свою очередь должны составить акт о недостаточности дорожного покрытия. После вы вправе произвести автоэкспертизу и направить претензию о покрытии убытков в администрацию или ДЭУ. Как правило, оттуда люди получают отказ, а потом обращаются в суд. Шансы на выигрыш достаточно велики, если все надлежащим образом оформлено. Проблема обычно возникает с первичными документами: автомобилисты вызовут ГИБДД, они яму зафиксируют, а акт не составят.

По таким искам петрозаводская администрация уже заплатила столько, что хватило бы целую улицу заасфальтировать. Если люди начнут наказывать рублем, то, может, и дороги у нас начнут делать.

Резюме

Галина Гальченко:

Я, если честно, настроена пессимистично. Ведь если представитель администрации считает, что надо работать в дождь, а качество – это во вторую очередь. В администрации нет специальных людей, профессионалов, которые разбираются в дорожном строительстве. Кто-то из чиновников говорил, что нет дефектной ведомости. А как можно работать, не зная, что и где нужно ремонтировать. По звонкам жителей, что ли?

Дмитрий Астраханцев:

Дефектные ведомости сейчас появились. В отделе благоустройства администрации работают всего 3 человека. А что такое благоустройство? Это начиная от кладбищ и заканчивая сносом аварийных деревьев. Где я найду универсального солдата, который во всем разбирается – и в дорогах, и петунию от розы отличит. Приглашать консультантов? На какие деньги? Но я услышал Галину Николаевну сегодня, и, думаю, мы будем обращаться к ней за помощью. Проблемы растут как снежный ком, и часто не видно той толики, что мы успеваем сделать. Я не хвалю ни себя, ни администрацию, но сейчас мы пытаемся выстроить систему, которая будет работать. На все никогда не хватит денег, не надо строить воздушные замки и думать, что с завтрашнего дня все будет хорошо. Но надо двигаться дальше, решать проблемы. Я считаю, подобные беседы и диспуты – это здорово, так рождается истина. Ведь и у нас глаз замыливается и не все всегда замечаем.

Игорь Шарапов:

Позитивные сдвиги все-таки есть. Мы забрали себе ямочный ремонт, готовы подписать договор о сотрудничестве со студентами автотранспортного техникума. Сегодня очень важно, что администрация слышит и понимает проблемы, которые мы ставим. Мы находим понимание и поддержку. А не как раньше прежняя власть мне говорила: "Ты директор, ты и думай, как тебе что сделать". С долгами прошлых лет я до сих пор не могу рассчитаться.