Тема номера Война хижинам, мир дворцам

Александр Фукс
№36 (746) 08.09.2010

В середине 90-х годов семья Гладких купила в Петрозаводске половину деревянного дома на улице Федосовой. Люди провели туда водопровод и канализацию, сделали ремонт и превратили этот исторический памятник 1905 года постройки во вполне цивилизованное жилище. С одной стороны, сельская тишь, дворик, примыкающий к озеру, купание в жару, красивый вид, а с другой – две минуты ходьбы до самого центра города. Чудо, а не место. Но однажды в 20 метрах от этого дома началось строительство прекрасной гостиницы «Онего-Палас» и пошла в доме №8 совсем другая жизнь.

Мэр дал, мэр взял

Перво-наперво у жильцов снесли забор. Точнее, сначала им предложили заменить их старую, неприглядную изгородь на новую – повыше и посимпатичнее. Это произошло в 2003 году, перед открытием второй очереди набережной, и мэрия справедливо рассудила, что негоже прогуливающимся горожанам портить настроение зрелищем расшатанных старых досок. Жильцы, естественно, не возражали. Но спустя пять лет, когда возле «деревяшки» вознеслась громада гостиницы, мэрия вдруг взяла и снесла ею же поставленный забор. Мол, сами поставили, сами и снимаем – наше право.

– Но ведь перед этим они сломали наш старый забор, – переживали жильцы. – Как же так?

– Если хотят, пусть поставят его обратно, – улыбаются чиновники, – доски же наверняка в свое время у них во дворе оставили. Они же сами их небось на дрова пустили.

В общем-то, очень типичная и поучительная ситуация. Если государство тебе что-то дает, не спеши радоваться и не выбрасывай старые вещи. В любую минуту государство может передумать и отобрать подаренное. Пора уже привыкнуть.

Это не все. Примерно в то же время Гладких решили оформить в собственность землю, на которой стоят их дом и гараж. На участок под домом они разрешение получили, а на три сотки под гаражом – нет. Администрация утверждает, что двор дома №8 по улице Федосовой – это уже часть набережной, зона отдыха петрозаводчан и, стало быть, общественное достояние. А то, что Гладких покупали домик с участком и гаражом, так это ничего не значит. Земельный кодекс тогда разработан не был, землю в собственность они тогда не оформили, так что извините: не будет вам ни забора, ни двора, ни гаража. Больше того, власти взяли и упразднили подъездную дорогу, которая вела к этому дому. Люди оказались словно голые посреди чужого праздника жизни. С одной стороны романтично прогуливаются горожане, с другой – нависает белая скала «Онего-Паласа», и посередине невнятным плевком торчит этот нелепый деревянный памятник карельского зодчества.

– Ну если мы им так мешаем, то почему они не пытались с нами договориться? – недоумевает Анна Гладких. – Больше трех лет назад у нас спросили, сколько денег мы бы хотели за наш дом. Мы назвали сумму. Нам ничего не ответили. И больше с нами никто на эту тему не разговаривал. Не торговались, не предлагали переехать, не обсуждали план переноса дома. Просто снесли забор, лишили дороги и пытаются отобрать двор и гараж. Ощущение, будто с нами хотят расправиться. И вообще я боюсь, что однажды наш дом как-то вдруг нечаянно возьмет и сгорит.

Крестики и нолики

В петрозаводской мэрии «Карельскую Губернiю» заверили, что опасения Гладких совершенно необоснованны.

– Этот дом не входит в сферу интересов инвестора, – объяснил начальник Управления земельных ресурсов петрозаводской мэрии Игорь Фадеев. – Сейчас уже ясно, что толпы иностранных туристов не собираются в ближайшее время ломиться в гостиницу. А значит, это деревянное сооружение никого особенно смущать не будет. Сафин вообще пошутил, что обсадит этот домик кипарисами и все – пусть люди там живут, никто их трогать не собирается.

Что до гаража, то да – этот участок следует отдать. Он входит в зону отдыха горожан, а закон есть закон. Негоже распоряжаться общественной собственностью. По словам главного архитектора Петрозаводска Евгения Таева, в самом начале существовал эскиз проекта, согласно которому через участок, где стоит дом №8, проходила красивая тропинка, но раз с жильцами договориться не удалось, то и эскиз был отвергнут. Так что сегодня люди могут спокойно жить в своем историческом памятнике, хотя после всех реконструкций памятником главный архитектор может назвать этот дом с большой натяжкой.

– Это скорее не исторический памятник, а памятник народной смекалке, – улыбается Таев. – Но в любом случае могу вас заверить, гостиница никогда не претендовала на территорию этого дома. Люди могут обнести его новым забором и спать спокойно.

В общем, звучит более-менее утешительно. Если бы не одно «но». В августе в руки жильцов дома №8 попал любопытный документ – часть рабочего проекта гостиничного комплекса «Онего-Палас». Согласованный главным архитектором города Таевым в декабре 2006 года. На этой схеме участок дома №8 помечен крестиками. Это означает, что здание следует вынести в квартал исторической застройки. То есть, согласно официальному документу, дома этого рядом с гостиницей быть не должно. Тут и становится понятно, каким образом ГИБДД могло санкционировать превращение подъездной дороги к дому в пешеходную зону. Ведь по градостроительным нормам к любому жилому строению должен существовать автомобильный проезд. Как минимум для того, чтобы туда могли добраться «скорая» и пожарные машины. Упразднить этот проезд можно только после сноса строения. Но дом на Федосовой жив и здоров. В мэрии утверждают, что никто его сносить даже не собирался. Дороги к нему тем не менее больше нет. И имеется документ, согласно которому этого дома тоже как бы не существует.

Зона А

Это еще не все. Согласно генеральному плану города, территория, на которой находится «Онего-Палас», относится к так называемой зоне А. Здесь нельзя строить здания более чем 12-метровой высоты. Это некий уголок истории, Старый город, кусочек духовности. Но гостиница Сафина намного превышает установленную правилами высоту. Почему?

– Понимаете, – объяснил главный архитектор, – до последнего времени в Петрозаводске существовало два противоречащих друг другу документа. Проект охранной зоны – он регулировал высотность зданий. И проект детальной планировки центра города – согласно этому документу, высота не регулировалась.

Получается, что закон, конечно, суров, но не для всех. Для разных людей он немножечко разный. Если ты нефтяной магнат Сафин, для тебя найдутся и удобно противоречащие друг другу документы, и не совсем соответствующий действительности рабочий проект гостиничного комплекса. И в ГИБДД согласуют все, что надо, руководствуясь не очень честной бумажкой, а не реальным положением дел. Все можно будет решить и разрулить. А вот если ты не Сафин, то должен будешь отдать последние три сотки земли и гараж. Потому что в правовом государстве живем.

– Мы просто хотим, чтобы нас оставили в покое, – говорит Анна Гладких. – Хотим, чтобы вернули нам дорогу и не трогали наш гараж. Городу от этих трех соток ни тепло ни холодно, а для нас они действительно важны.

Послесловие

Откроем еще один секрет. Удивительный дом-фантом стал привидением еще задолго до начала строительства гостиницы. По проекту строительства второй очереди набережной на месте дома №8 по ул. Федосовой должны были разбить… декоративный водоем. Набережную пустили в строй строго в соответствии с проектом. То есть нет никакого дома! На его месте плещется пруд! Или, иными словами, на строительство этого пруда были выделены деньги, пруд выкопан не был, а деньги, видимо, кто-то взял и поделил. Что охраняешь, то имеешь. Закон есть закон.