Общество Велосипед – оружие против пробок

Алексей Бородин
№42 (752) 20.10.2010

То, что на петрозаводских дорогах становится все труднее разъехаться, а газоны уверенно превращаются в автостоянки, ни для кого не новость. Еще бы − сегодня на 1000 жителей карельской столицы приходится более 300 автомобилей. Создатели транспортной системы столицы Карелии на такой технический бум явно не рассчитывали: дороги узкие, а про существование стоянок проектировщики прошлых лет, судя по всему, вообще никогда не слышали.

Как бороться с бедой, на протяжении нескольких месяцев размышляли специалисты консорциума трех фирм из Дрездена. Решением петрозаводских проблем они занялись в рамках гранта Федерального агентства окружающей среды Германии. Эти эксперты уже разрабатывали транспортные концепции для нескольких городов Восточной Европы – например для Львова.

Летают ли теперь жители Львова по своему городу без пробок и аварий, нам неизвестно. Тем не менее на прошлой неделе эксперты из Дрездена презентовали проект транспортной концепции для карельской столицы. Петрозаводчанам выдали ряд важных, но довольно ожидаемых советов.

– Концепция не дает конкретных решений, а содержит рекомендации по развитию города, − подчеркнула один из экспертов Коринна Вайгельт. − Наш проект призван в целом усовершенствовать транспортную систему Петрозаводска.

Особенность города, по мнению экспертов, − железная дорога, разделяющая город на две части. Причем с одной ее стороны лежат жилые массивы, а с другой – расположены центр города, учреждения, торговые центры. Немцы отметили, что в Петрозаводске явно не хватает мостов – именно по этой причине каждое утро забиваются Гоголевский мост и улица Чапаева, а днем в центре ни проехать, ни припарковаться. Да и дополнительные подземные переходы для пешеходов не помешали бы.

Еще одна причина пробок – слабо развитый общественный транспорт. Троллейбусы большую часть времени ходят полупустыми, зато маршруток − не протолкнуться.

– Троллейбусы перестают пользоваться популярностью, − констатирует эксперт Клаус Райнхардт. − Люди охотнее пользуются более мобильными микроавтобусами, которые движутся по тем же маршрутам, а также личными автомобилями. Троллейбус становится нерентабельным.

Почему муниципальный транспорт слабо востребован? Гости из Дрездена считают, что виной этому − устаревшая техника и низкая скорость движения. Чтобы общественный транспорт снова стал востребован, надо выделить для него отдельные полосы на дорогах. Кстати, когда троллейбусы и автобусы начнут двигаться быстрее, их понадобится меньше − хороший повод обновить парк.

Еще один фактор, по словам немцев, − отсутствие серьезного маркетинга и фирменного дизайна предприятия. Впрочем, как заметили эксперты, существующую троллейбусную сеть необходимо поддерживать и развивать.

– Троллейбус может стать основой транспортной инфраструктуры и даже визитной карточкой Петрозаводска, − заявил Райнхардт.

…В целом рецепты для лечения транспортных артерий карельской столицы были даны традиционные. Некоторые улицы необходимо расширить, в центре создать систему платных парковок, для велосипедистов выделить дорожки.

– В Петрозаводске расстояние от окраин до центра составляет 3-5 километров, это очень комфортно для развития велосипедного движения, − сказал эксперт Штефан Шварцбах. − Мы заметили, что сейчас велосипед используют для отдыха, но ситуацию надо менять.

Гости из Дрездена несколько раз подчеркнули, что все их рекомендации носят комплексный характер, указывают вектор развития. Претворять советы в жизнь – задача местной власти, причем долгосрочная. С этим согласился директор ГорДЭУ Игорь Шарапов, особенно отметив еще одну рекомендацию из Германии − увеличить количество людей, ответственных за транспорт. Дескать, администрации нужно создавать Департамент транспорта, который бы занимался анализом ситуации, прогнозами и планированием.

Можно не сомневаться, что совет по созданию нового департамента будет принят на ура. А вот велосипедные дорожки и новые пешеходные мосты, скорее всего, действительно останутся «долгосрочной перспективой». Ведь «заниматься анализом» и «строить» − понятия все-таки разные.