Общество России важен каждый бомж

Роман Каннинен
№42 (752) 20.10.2010

Утром 14 октября в Карелия-стате все было на высшем уровне.

В светлом помещении улыбчивые труженики статистики встречали первых участников Всероссийской переписи населения-2010 (ВПН). По счастливой «случайности» среди них оказались мэр Николай Левин и карельский вице-премьер Юрий Канчер. Но главные гости здесь не они, а журналисты. Именно для них была организована эта идеальная зарисовка. Они, польщенные, осматриваются по сторонам, изучают обстановку и закрытые под стекло атрибуты переписчика: сумку, шарф, анкету, значки и ленточки. Тем временем петрозаводский мэр вполголоса отвечает на вопросы.

– Перепись – очень полезное дело. Оно пригодится нашему городу. Так мы можем узнать, кто и в каких условиях у нас живет, – говорит Николай Иванович. – Мы будем знать весь срез жителей Петрозаводска, что в дальнейшем позволит формировать программу развития города. Вопросы, которые задают переписчики, вполне житейские, в них нет ничего странного.

Тем временем из другого угла вещает председатель «Карельского конгресса» Анатолий Григорьев. Он уверяет телевизионщиков в важности графы «национальность». «Каждому Конституция гарантирует право на самоопределение», – аргументирует Анатолий Семенович.

О чем не спросили бездомных

Вечер пятницы. Ключевая. Ветер пронизывает до костей. У входа в подвальное помещение одного из общежитий ежатся от холода шестеро. Определить их возраст и пол издали почти невозможно – бомжи! Эта категория граждан наравне со всеми участвует в ВПН-2010. Недаром девиз переписи гласит: «России важен каждый».

– Чего пришли? Да жрать нам тут дают, вот и приперлись. Ты это – камеру убери! Не надо меня фотографировать, – говорит угрюмо один из мужиков с огромным синяком под глазом.

Проходим мимо и спускаемся вниз. В вытянутом зале горит тусклый свет. Воздух тяжелый – так и хочется заткнуть нос. Переписывать бездомных помогает благотворительная организация. Заманить на этот раз удалось всего 11 человек. На фиксацию их данных потребовалось меньше получаса. Ответив на все «житейские» вопросы, бомжи остаются немного озадаченными. Еще бы, ведь о самом жизненно важном у них так и не спросили!

– На улице я уже девятый год, – нехотя рассказывает свою историю Сергей. – Вернулся из мест не столь отдаленных, а тут ни кола и ни двора. На работу никто не берет: не нужен я, сидевший и без прописки. Живу от халтуры к халтуре – по специальности плотник, так что иногда перепадает. Что мне сегодня нужно? Ясное дело – квартира. Но кто ж ее даст такому, как я? Не государство же!

Сергей и его собратья по несчастью в переписной анкете на вопросы о качестве жилья не отвечают. Какие могут быть удобства у бездомного?! Все они хотели бы рассказать государству о качестве медицинского обслуживания и социальной помощи. Но нет в опроснике об этом ни строчки.

Кстати о государстве. На перепись оно тратит 17 миллиардов рублей. Это почти в четыре раза больше бюджета Петрозаводска на 2010 год. Монетами достоинством в один рубль эта куча будет весить 55250 тонн, а если выложить их в одну линию, то всю необъятную можно будет опоясать раз пять. А еще это порядка 400 тысяч квадратных метров жилья по средней цене на недвижимость в России.

Будут насиловать – свистите!

Две трети из этих 17 миллиардов пойдут на оплату труда переписчиков. В среднем каждый из них получит 5500 рублей. В нашем регионе благодаря северной надбавке эта цифра увеличивается до шести-семи с лишним тысяч. Для студентов, к коим относится большинство переписчиков, деньги неплохие. Но достаются они дорогой ценой. В большинстве случаев отпроситься с учебы они не могут. Следовательно, нужно и на занятиях побывать, и «домашку» выполнить, и собственный участок обойти. Средняя норма для переписчика – 150 помещений, от 1 до 8 человек в каждом.

Впрочем, к нагрузкам учащимся не привыкать. Например, рядовой петрозаводский переписчик Андрей в этом проблемы не видит. Даже со справкой на руках он не прогуливает – нагонять пропущенное будет тяжелее. Материальный аспект дела его тоже мало волнует.

– Я за деньгами и не гнался, – утверждает молодой человек. – Мне интересен сам опыт такой работы. Например, я переписывал свой подъезд. С некоторыми из соседей увиделся впервые. Теперь вот знаю, с кем живу под одной крышей.

Напомним: прошлая перепись населения была в 2002 году. Насчитали тогда чуть более 145 миллионов человек. Цифры потом вызывали множество споров. Были и другие итоги. По официальным данным, в октябре 2002-го с переписчиками произошло около 400 несчастных случаев. В основном речь шла о нападениях собак и легких травмах, но имели место и более серьезные происшествия. Например, в Магадане одну переписчицу изнасиловали. Видимо, на память об этом переписчикам выдано мощнейшее средство обороны – свисток. А к заранее неблагополучным они могут прийти под ручку с участковым. Как бы то ни было, наш Андрей о своем здоровье не беспокоится. За время работы лишь пару раз ему дали от ворот поворот. И больше никакого форс-мажора.

– Все мы проходили обучение. Три дня собирались и проговаривали с инструкторами все возможные ситуации. Например, если в квартире драка или пьяные, мы не заходим. Либо позже вернемся, либо в почтовый ящик опустим приглашение на участок переписи.

Чаще всего Андрея встречают миром. Иногда с раздражением, но стараются это скрыть. А вот попасть на чай с пирожками, как некоторым из коллег, ему еще не посчастливилось. Положительных эмоций подкинула одна молодая пара, решившая в качестве национальности указать «инопланетяне». Отсмеявшись, молодые все же назвались русскими.

– Везде говорят «Большой Брат» и все такое прочее. А смысл врать? Ну будет кто-то знать обо мне всю правду – так от меня не убудет. Сегодня и без всяких переписей на каждого можно сколь угодно информации «нарыть», – уверен «переписанный» Александр.