Общество Коварные пенсионеры

Надежда Меккиева
№42 (752) 20.10.2010

Может ли рядовой карельский пенсионер задумать обобрать государство и подделать железнодорожные билеты? Или взять билет, скажем, в Сочи, остаться дома, а проездной документ не сдать, а оставить на память? Если вдуматься, российское законодательство рассматривает пенсионера как человека опасного и к тому же слегка помешанного. Хотите разъяснений? Читайте дальше.

Отдыхайте со справкой

Тронуться умом пожилому человеку помогает как раз родное государство. В кои-то веки, первый раз за 7 лет 82-летняя петрозаводчанка Евгения Климахина выехала за пределы Карелии, в город Котлас Архангельской области. Увы, в дорогу позвало горе.

– Какой там отдых, тяжело уже куда-то выезжать. Поехала навестить больную сестру, ей 88 лет. Попрощаться с ней съехались все родственники, – рассказывает Евгения Николаевна.

Вернувшись домой, пенсионерка отправилась в Пенсионный фонд с заявлением об оплате проезда: по закону, неработающие пенсионеры, живущие на Севере, раз в два года имеют право на компенсацию. Пожилую женщину ждало пренеприятнейшее известие: оплатить проезд отказались, поскольку у Климахиной нет справки, подтверждающей, что она действительно была в Котласе.

– Я не понимаю, зачем нужна такая справка? Ведь железнодорожные билеты именные, там мои паспортные данные. Что еще надо? – недоумевает Евгения Николаевна.

Недоверчивым к пенсионерам закон стал в 2005 году. Если пенсионер отдыхает в санатории, подтверждающим документом считается путевка. А вот «дикарям» нужно взять справку (образец справки есть в Карельском отделении Пенсионного фонда) в местной администрации, что вы действительно там были, или сделать временную прописку. Также и без того стесненному в средствах пенсионеру можно наведаться к нотариусу, который заверит визит.

– Право на компенсацию проезда предусмотрено российским законодательством только для пенсионеров, проживающих в северных регионах страны с неблагоприятными климатическими условиями, – говорит заместитель управляющего Карельским отделением Пенсионного фонда Надежда Евстратова. – Изначально эта льгота и была принята, с тем чтобы уменьшить расходы таких пенсионеров за проезд с постоянного места жительства именно к месту отдыха. Отдых – вот ключевое слово. Мы не следственный орган, никто не будет проверять, чем вы там занимались, но надо подтвердить, что вы там были.

К сожалению, получается, пенсионеры должны тратить драгоценные часы отдыха на получение справок.

Деньги на ветер

– Как я могу обмануть Пенсионный фонд и, спаси бог, государство, если бы я даже и захотела? – не понимает пенсионерка Евгения Климахина.

Раз на то пошло, то почему, например, не потребовать справку, что пенсионер действительно ехал в том поезде, который указан в билете, а не путешествовал, скажем, автостопом.

Зачем нужна справка, если суду, куда пенсионеры обращаются после отказа Пенсионного фонда, достаточно лишь проездных билетов. По информации Карельского отделения Пенсионного фонда, 60% отказов связано именно с отсутствием справок. За 9 месяцев 2010 года карельские пенсионеры высудили почти 3 миллиона рублей компенсации за проезд.

За каждый суд Пенсионный фонд платит госпошлину от 50 до 400 рублей.

– Получается, Пенсионный фонд выбрасывает деньги на ветер, – возмущается пенсионерка Евгения Климахина.

В Карельском отделении Пенсионного фонда некую странность требования закона признают. Но говорят, что с этим ничего не поделать.

– Существует норма закона, и мы обязаны ее исполнять. Мы должны требовать с гражданина полный пакет документов. Если мы будем оплачивать только по билетам, приедет проверка и напишет нам: «нецелевые расходы». Когда таких расходов наберется на сумму свыше полутора миллионов рублей, наступает уголовная ответственность, – говорит заместитель управляющего Карельским отделением ПФ Надежда Евстратова. По ее словам, в регулярных отчетах отделения, посылаемых в Москву, проблема справок поднимается. Но запустить законотворческую машину не получается.

В свое время проблему справок поднимала депутат Госдумы от Карелии Валентина Пивненко. Понятно, кому как не председателю Комитета ГД по проблемам Севера и Дальнего Востока заступиться. Помощница Валентины Пивненко обещала спросить у депутата, когда ждать отмены абсурдной нормы.

– С Валентиной Николаевной мы секунду переговорили, сейчас она улетела, просила вопросы отослать по факсу, – сказали в приемной на следующий день.

Ждем-с ответа.