Экономика Тариф «Грабительский»

Ксения Сорокина
№7 (769) 16.02.2011

Октябрьская железная дорога решила в несколько раз поднять цены на услуги по уборке и подаче вагонов. Эта неприятная новость настигла петрозаводских оптовиков в начале нового года. Подобное повышение может привести к серьезному росту потребительских цен. Ведь по железной дороге в вагонах и цистернах к нам едет все, начиная от газа и заканчивая зерном и продуктами питания. Особенно могут подорожать топливо и стройматериалы, ведь транспортная составляющая в их стоимости крайне велика.

О том, что тарифы повысились с нового года, предприниматели узнали только 14 января. Многие к этому времени уже успели заказать товар. Оптовики немедленно заявили: можете разворачивать наши вагоны обратно.

Двадцать тысяч

– Раньше в столице Карелии была только одна железнодорожная станция – «Петрозаводск», – рассказывает оптовик Владимир Вайнблад. – Несколько лет назад железная дорога зачем-то добавила еще две дополнительные станции – «Томицы» и «Голиковка». И за то, чтобы доставить туда вагоны, в которых я, к примеру, везу продукты, стала брать дополнительные деньги. Доставка одного вагона на мой склад на «Голиковке» обходилась мне в три тысячи рублей. А с нового года меня предупредили, что тариф повышается почти в 10 раз. То есть за один вагон я должен платить около 20 тысяч рублей!

Вайнблад объясняет: чтобы осилить такие тарифы, ему придется поднимать цены на свои товары. Работать в убыток никто из предпринимателей не захочет. Недовольные же жители Петрозаводска наверняка будут винить во всем зарвавшихся оптовиков.

– Я и так каждый месяц плачу по 50 тысяч рублей за обслуживание своего тупика, – говорит Владимир Вайнблад. – Причем куда уходят эти деньги, я не понимаю. Пока у меня один вагон с рельсов не сошел и не упал, в моем тупике ничего не обслуживали и не чинили. А тут еще такие траты!

Теоретически кое-какие вагоны можно разгружать и на станции «Петрозаводск» и не платить за доставку. Но, как объясняют оптовики, чтобы потом отвезти продукты на склад, нужно нанимать грузчиков и грузовые машины. Это тоже удовольствие не из дешевых. Да и времени может потребоваться немало, а каждый лишний час простоя железной дороги обходится в 400 рублей.

– Продукты – это еще полбеды, – добавляет Владимир Вайнблад. – Но ведь вагон с зерном или бетоном так не разгрузишь. Зерно привозят в специальных вагонах, оно не упаковано в мешки. Представьте, сколько времени я потрачу, если сначала буду зерно в мешки пересыпать, а потом его на машинах на склад отвозить. А что делать с тысячей тонн цемента?

Оптовики уже обратились в Федеральную антимонопольную службу по РК и в прокуратуру. Пока что повышение тарифов «заморозили» на три месяца. Но, по словам Владимира Вайнблада, из головного офиса ОЖД, расположенного в Питере, уже пришел ответ: никаких снижений установленных тарифов не предвидится.

Пишите письма

В Петрозаводском отделении ОЖД «Карельскую Губернiю» заверили: все не так ужасно, как может показаться на первый взгляд. Да, решение о повышении цен в головном офисе действительно принято. Но сами оптовики могут изменить ситуацию.

Как нам объяснили в Петрозаводском отделении ОЖД, станции «Томицы» и «Голиковка» еще с середины девяностых годов считаются закрытыми для «производства операций по подаче-уборке вагонов на подъездные пути». Однако эти услуги оптовикам железная дорога все-таки оказывала. При этом тарифы на уборку и подачу вагонов Петрозаводское отделение ОЖД могло устанавливать самостоятельно. Начиная же с нового года формированием тарифов занимаются только в головном офисе ОЖД. Вот москвичи и насчитали петрозаводским оптовикам по полной программе, руководствуясь своей тарифной сеткой.

– Однако если все грузоперевозчики соберут и предоставят документы, необходимые для открытия станций «Томицы» и «Голиковка», проблема с тарифами будет решена, – заверили нас в Петрозаводском отделении ОЖД. – В любом случае железная дорога не заинтересована в потере клиентов.

Сами оптовики уже не верят в то, что их письма и просьбы на что-то повлияют.

– Раз железная дорога закинула пробный шар, значит, скоро будут и дальше действовать, – рассуждают оптовики. – Жаль, что от повышения тарифов пострадаем не только мы, но и жители республики.