Спорт и отдых Трудовая книжка Александра Бут-Гусаима

Евгения Волункова
№25 (787) 22.06.2011

Заместитель директора петрозаводского Троллейбусного управления Александр Бут-Гусаим запомнился мне после первой же встречи. Не столько своей необычной фамилией, сколько рассказом о лилипутах. «Ехали, – говорит, – как-то со мной в поезде два лилипута. Один с баяном больше его размером, другой с фонарем под глазом – тоже большим. Суетились чего-то, мурлыкали себе под нос, спать мне не давали. Все у них из ручек вываливалось: и баян этот несчастный, и носки с верхней полки на мою падали… Когда приехали, тот, что с баяном, попросил ему инструмент помочь донести. И я волок этот баян, надрывался и понять не мог: «Почему для маленьких людей не делают такие же маленькие инструменты?»

Семья у Бут-Гусаима была большая – шестеро детей и мама с папой. Все жили в коммуналке в одной комнате.

– Младший спал в коляске на столе, сестра на раскладушке, мы с братом на диване... Но жили весело. Все время что-то выдумывали. Сестру, помню, я в раскладушке складывал (смеется). Папа стоял в очереди на квартиру. Когда он умер, наш черед еще не подошел, но с очереди его не сняли. И скоро нам дали квартиру. Сегодня подобное кажется удивительным… Папа был чудесный, терпеливый человек. На всю жизнь я запомнил его слова о том, что если делаешь человеку добро – не факт, что оно вернется. Зато зло вернется точно. Поэтому лучше всегда желать добро. Я этому сейчас учу своих детей.

Смерть отца серьезно повлияла на Александра.

– Когда папа ушел (умер от рака), мне было 16. Мать говорит, что я сразу стал взрослым, другим человеком. Многое поменялось, пришло осознание ответственности. Я сразу почувствовал, что теперь в ответе за свою семью. Кстати, вчера было 33 года, как его не стало... Так быстро летит время.

Фамилия

Отец Александра родом из Брестской области – там было много людей с такой двойной фамилией. В Карелии же она у всех вызывает удивление.

– В фамилии Бут-Гусаим есть польские корни. Моя жена родом из Бреста, мы иногда туда ездим. Как только границу брестскую переезжаешь, пограничники говорят, мол, наш едет. А тут я в диковинку. На первом курсе университета надо мной измывалась одна преподавательница. Говорила: «Бут, иди к доске». Ну, она скажет, а я сижу. Я же Бут-Гусаим, а не Бут. Значит, не ко мне и обращается. А она хмыкала и говорила, мол, буду я еще твою фамилию целиком выговаривать, язык ломать. А когда потом в итоге называла фамилию целиком, типа одолжение делала, я говорил, что теперь уж точно не пойду – неохота.

Были и курьезные случаи: как-то раз нам пришла бумага, что мы якобы телевизор в прокат брали и не вернули. Папа пошел разбираться, оказалось, что в Петрозаводске живет женщина с такой же фамилией – перепутали. Мы тогда очень удивились.

А в школе меня называли Бутик, реже – Гуся. Я умел себя поставить, так что меня не дразнили особо. В первом классе одноклассник обидел. Я запомнил, набрался сил и в третьем классе его поколотил. Больше меня никто не трогал.

Первые деньги

После школы Бут-Гусаим поступил в железнодорожный колледж, потом раздумывал – поступать ли в питерский университет? Мама Саши работала дворником, а детей было пятеро. Тут не учиться, а помогать семье нужно было.

– Жили мы не очень хорошо. Я, как мог, помогал маме – вместе с ней махал лопатой… Все-таки мы решили, что я должен учиться дальше, и я пообещал себе, что буду выкручиваться сам и денег у мамы просить не буду. И обещание сдержал. Стал ездить в стройотряды и зарабатывать. В первом за два месяца я заработал 56 рублей. Это были хорошие деньги, поскольку 26 копеек тогда стоила буханка хлеба. Второй раз я уже поехал в стройотряд бригадиром и заработал 706 рублей. Огромные деньги. Помню, как сейчас: мне выдали две пачки по триста и сто рублей россыпью. Я приехал домой и матери первую пачку протягиваю. У нее глаза округлились – где взял, где украл? А я ей: «Спокойно, мама, это еще не все». И вторую пачку протягиваю…

Утром я проснулся оттого, что мама держит меня за руку и плачет: увидела у меня мозоли на ладонях. В общем, вся ладонь была одна сплошная мозоль.

Потом я зарабатывал от 400 до 500 рублей. Последний стройотряд принес мне 960. Ну и я еще подрабатывал помощником машиниста, пока учился.

В 86-м году Александр закончил учебу и вернулся в Петрозаводск – работать на железную дорогу. В Троллейбусное управление он пришел в 90-м году. Там до сих пор и работает: в его трудовой книжке всего две записи.

Про любовь

Первая любовь у Бут-Гусаима случилась в седьмом классе. Она помогла ему хорошо учиться – когда бросила.

– Мы встречались, потом она заявила, что хочет быть свободной и гулять. А чтобы я не страдал, сказала, что найдет мне девочку. Заботливая какая. Ну я разозлился, сказал, что с девочками как-нибудь сам разберусь. И стал учиться. Помню, как удивлялись преподаватели, что мои оценки резко стали положительными. Колледж я, кстати, закончил с отличием. Так что иногда отсутствие любви очень хорошо на человеке сказывается.

С женой Татьяной Саша познакомился на первом курсе.

– Когда мы только поступили, нас попросили отработать десять дней на одном заводе. Мы думали, нам форму там выдадут, так что я пришел в белом пиджаке, лакированных туфлях, с распущенными волосами… И вот выходит к нам деловая дама и начинает обязанности распределять. Я развыступался: «Вы чо, хотите, чтобы я в белом пиджаке железо тягал?» И отказался работать, пока не выдадут форму. Потом уже Таня рассказывала, что я ей своей наглостью запомнился и даже понравился. Она у меня строгая, красивая такая... (Краснеет и косится на диктофон: «Пишет все, да?»)

У нас, как у всех, наверное, были сложные моменты в жизни. Она – Лев и Тигр, а я – Стрелец и Бык. Ядерная смесь. Я старался не скандалить, считаю, что лучше помолчать, чем ругаться. Это от папы – когда мама выступала, он замолкал, и она перекипала.

Старший сын дал нам жару: маленький, он не спал ночами. И мы уставали очень, на этой почве тоже ругались. Помню, как я ночью взял ребенка на руки, сел на табурет, уперся головой в шкаф и заснул... Как только его не выронил! А второй ребенок уже тихий был. От чего это зависит – непонятно.

Квартиры у Бут-Гусаима не было – жили сначала у мамы, потом переехали в общагу. Из-за отсутствия жилья Александр с семьей чуть не уехал в Брест, на родину жены. Теща настаивала, он уже согласился, и тут вдруг передумала жена.

– Я до сих пор не знаю, правильно мы сделали или нет...Наверное, там была бы совсем другая жизнь… Вскоре, кстати, мне дали квартиру от Троллейбусного управления. Так что жить стало гораздо легче.

О лосях

В жизни Бут-Гусаима работа занимает почетное место. У него много разных наград за труд, среди последних – заслуженный работник транспорта РК. В свободное от работы время Александр рыбачит и охотится. Это хобби.

– Мы с бригадой охотимся на лосей. На моем счету четыре лосика. Странно так… медведей жалко, а лосей – нет. Мишка – хозяин, мне нравится это слово. Это значит, он за все в лесу ответствен, его есть за что уважать. Хотя лося иногда тоже убивать не хочется. Они умные... Заметили, я их даже ласково называю – «лосики».

Один раз лосика долго гоняли по лесу. Устали, сели попить чаю. А лось бегал-бегал, потом около нашей машины спрятался за елками и стал на нас оттуда пялиться. Типа, вы пейте, я вас подожду. Мы потом в него стрелять не стали – ружья не поднялись на такого.

А друзья мои как-то лося к болоту загнали. Думали – все, не уйдет. Расслабились. Дошли до болота – его нет. И следов нет – только в трясину ведут. Потом оказалось, он по своим следам тихонечко ушел обратно, каким-то образом забрался на скалу, где снега нет, чтобы следов не было, и смылся. Его они тоже не стали преследовать – зауважали.

На охоту жена Бут-Гусаима не ходит, зато на рыбалку – всегда с радостью. Сидит в лодке на моторе. Александр ей на 8 Марта однажды мотор «Сузуки» подарил. Она потом подругам хвасталась: всем цветы, а ей – мотор.

– Один раз от меня ушла щука с моей любимой блесной. Я топал в катере ногами от негодования, – так было обидно. И представляете, немного погодя та же щука другую блесну взяла! Я ей рот открыл, а там моя блесна! И небо осветилось.

В декабре у Александра Бут-Гусаима юбилей. Они с женой готовятся основательно.

– Хочу пригласить всю свою родню. Это человек 70. Голова болит, где всех их разместить?

Правила жизни Александра Бут-Гусаима

* Не люблю необязательных людей, которые опаздывают.

* Охота – это не убийство, а борьба.

* Если не можешь сдержать слово – лучше его не давать.

* Уныние считаю самым большим грехом.

* Сам людей не обижаю – и меня не обижают.

* Я никогда не был сторонником кулачных боев.

* Друзья для меня важны. Друг для тебя сделает все. И в глаза скажет все, что о тебе думает.

* С друзьями лучше не работать, потому что друг может спокойно высказать всё, что он о тебе думает.

* Мы с женой смеемся: лось, бобер и заяц питаются корой деревьев. Но вырастают все разных размеров. Почему?