Общество Питкяранта провалится под землю?

Губерния
№30 (792) 27.07.2011

Ученые предупреждают: шахты, на которых построена большая часть Питкяранты, находятся в ужасном состоянии. Обрушение может начаться в любую минуту.

Входы в заброшенные шахты разбросаны по всему городу. Где-то заросли кустарниками и травой, так что и заметить их сложно. Есть провалы, которые давно закидали мусором. Человек может просто наступить на землю – и провалиться на сотню метров вглубь. К сожалению, местные власти не воспринимают эту угрозу достаточно серьезно. А стоило бы. Ведь шахты уже унесли жизнь семилетнего мальчика.

Трагедия

Сын Александра Рована провалился в заброшенную шахту два года назад. Видимо, что-то заинтересовало маленького Руслана в зияющей дыре посреди города. Александр вспоминает: мальчик всегда боялся этого места. И оно оказалось для него роковым. Пропавшего ребенка искали сутки. Потом тело всплыло в шахте, на глубине почти трех метров.

После трагедии местные власти распорядились заткнуть вход в шахту щитом из досок. Никто даже не потрудился огородить опасное место. Александр сам притащил бетонную плиту и закрыл ею отверстие. Кстати, лет десять назад Рован уже достал из шахты местного мальчишку. Мужчине пришлось обвязаться веревкой, спуститься на пятнадцатиметровую глубину и тащить за собой на поверхность застрявшего мальчика. Похоже, тот случай ничему не научил местные власти.

– В администрации меня уверяют, что у них даже карт нет, поэтому они не знают, где точно располагаются входы в заброшенные шахты, – говорит Александр Рован, – но это глупость. Мы все местные, все детство в Питкяранте провели и все эти дыры облазали. Один открытый вход есть прямо за нашим местным отделением полиции, другой – возле спортивной школы. Он возле дороги, где каждый день ходят и дети, и взрослые. Когда погиб Руслан, я пробовал поднять вопрос о закрытии входов в шахты. Просил хотя бы огородить их яркими лентами. Меня уверяли, что денег нет и что надо в Финляндии заказывать карты, которые бы указывали точно расположение всех шахт. А на это средств нет.

Кости в колодце

Александр Рован выяснил: карты можно получить гораздо проще. В Выборге есть архив, где совершенно бесплатно открыт доступ к этой информации. Раньше она была засекреченной. А сейчас скрывать уже нечего. Знакомые Александра привезли ему карты. Он отнес их в администрацию Питкяранты. И до сих пор продолжает ждать реакции от властей города.

Вполне возможно, времени осталось совсем мало. Грунт под многими районами города почти полностью выбран. И когда произойдет следующее обрушение, никто не может предугадать. Игорь Борисов, сотрудник музея Северного Приладожья, много лет изучает эти шахты. Сейчас в черте города насчитывают около 20 входов в шахты. Не все из них опасны. Примерно половина колодцев худо-бедно засыпана. Но остальные продолжают зиять провалами. Причем глубина у них приличная. Минимум – 50 метров, а у некоторых – и все 300. По словам Борисова, существуют две опасности: во-первых, кто-то может провалиться и исчезнуть под землей. Во-вторых, все шахты, как метро, соединены между собой тоннелями протяженностью в два километра. По сути, под западной частью Питкяранты скрыт подземный город. И грунт в тех местах, где есть тоннели, проседает с удвоенной силой. Признаки того, что город рано или поздно окажется под землей, уже есть. В одном доме, построенном рядом с шахтой, треснула стена.

– Во всем мире в городах, построенных на старых шахтах, проводится постоянный мониторинг состояния грунта, – рассказывает Игорь Борисов, – а у нас даже никто не знает, что там скрыто под землей. Есть спелеологи, которые хотят обследовать эти шахты. Причем на добровольных началах. Но их не пускают. Даже полиция приезжает, как только они пытаются опуститься под землю. Поэтому шахты таят в себе массу загадок и опасностей. Как-то мы откачали из одной воду. И на дне нашли кости. То ли животных, то ли людей. Конечно, в этих местах во время войны шли жестокие бои. Поэтому это могут быть кости павших солдат. Но не исключено, что грибники или ягодники шли по лесу, провалились, погибли и их так никто и не нашел.

Нет денег

В советские времена в питкярантских шахтах нашли… урановую руду! Причем в некоторых местах она выходила на поверхность. Месторождение законсервировали, но не слишком основательно. О том, что радиационный фон в городе повышен, жители Питкяранты знают. Но вот все ли в курсе, что рядом с урановым месторождением уже начинают строить дома? Игорь Борисов вспоминает: раньше запрещалось строить жилые кварталы в северо-западной части города. Теперь там появились домики и сараи. Поговаривают, будет и многоэтажный дом. О радиации все забыли, ведь земля возросла в цене.

– Лично мое мнение – шахты необходимо срочно обследовать,– говорит Игорь Борисов, – и только потом огораживать и засыпать. Прошло уже 100 лет с тех пор, как ими перестали пользоваться. По нашим подсчетам, шахтам пришло время обрушаться. А ведь Питкяранту скоро газифицировать хотят. Как только люди сунутся под землю, может произойти непоправимое – от взрыва до полного обвала жилых кварталов.

Но как скоро у местных властей появятся средства на закрытие или обследование шахт – неизвестно. Глава Питкяранты Сергей Ковалев не скрывает: речь идет о миллионах рублей.

В правительстве уже неоднократно обсуждали проблему шахт. Кто-то считает их неопасными, кто-то видит угрозу. Однако ни копейки на исследования до сих пор не выделено. А без них не дадут средств на заборы или полное закрытие шахт.

– Ко мне обращались спелеологи, – говорит Ковалев. – Я согласовал им несколько участков для обследования. Попросил их составить официальное письмо на мое имя. Пока не дождался. А просто так я туда людей не могу запустить. Местные жители первыми начнут волноваться – кто да зачем туда полез.

Ковалев уверяет: местные власти делают все, что в их силах. Карты шахт уже пришли из Финляндии. Только вот сами шахты сейчас фактически никому не принадлежат. Недра находятся в ведении города, а земли – у района. И быстро эту бюрократическую проблему не решить. Все верно. Однако огородить опасные места не так уж дорого. Отец погибшего Руслана смог в одиночку закрыть две шахты. А у администрации города почему-то ничего не получается.