Политика Воняет? Попейте соку!

Надежда Меккиева
№32 (794) 10.08.2011

На прошлой неделе петрозаводская свалка все еще дымилась и источала зловоние. Правда, «коренным жителям» свалки дышать полной грудью ничего не мешало. Они спокойно закусывали на куче мусора.

– Мы уже привыкли, внимания не обращаем, – говорят бомжи.

Похоже, городские власти надеются, что чудеса адаптации продемонстрируют и другие жители Петрозаводска. Скажем, атрофируется обоняние. Другие, менее фантастичные варианты (например, навести порядок на свалке) городским чиновникам явно нравятся меньше.

Жалоб нет

Пожар на свалке начался три недели назад. За это время почти каждый петрозаводчанин ощутил на себе прелести подобного соседства. Едкий дым вызывал удушье, кашель, мешал спать и нормально жить. Беременные женщины, отдыхающие в санатории «Белые ключи» (микрорайон Ключевая), в испуге вскакивали среди ночи.

– Я проснулась от резкого запаха гари. Казалось, что-то горит совсем поблизости, – рассказывает одна из отдыхавших. – Я выбежала в коридор, в голове были ужасные мысли: «А что если я не смогу выбраться»...

– При горении мусора выделяются диоксины, они не разлагаются в природе, – говорит главный «зеленый» Карелии Дмитрий Рыбаков. – На город несет целый букет вредных веществ, наносящих серьезный урон здоровью. Такой воздух чреват раковыми заболеваниями, с которыми в Карелии и так ситуация неблагополучная.

Воплощением спокойствия в эти дни был лишь государственный люд. Так, «Автоспецтранс», в чьем ведении находится свалка, попросил помощи у МЧС. В помощи было отказано, так как сейчас все силы брошены на тушение лесных пожаров. В результате свалку тушили трое работников с двумя мотопомпами и несколько бульдозеров.

Не переволновались и в карельском Роспотребнадзоре. Согласно их замерам, воздух в Петрозаводске все это время был чист и прозрачен – никаких превышений нормы. Стражи здоровья посоветовали петрозаводчанам повесить мокрые тряпки на окна, вытирать пыль, а также есть больше растительной пищи и пить соки.

Между тем именно Роспотребнадзор контролирует соблюдение санитарных норм на свалке. Как выяснила «Карельская Губернiя», последний раз свалку проверяли аж в 2008 году. Выйти же на внеплановую проверку в связи с пожаром Роспотребнадзор не мог.

– Должны быть обращения граждан или администрации города. А если нет официальных обращений, то и оснований у нас нет, – заявили нам в Роспотребнадзоре.

– Сколько надо жалоб?

– Достаточно одной.

То есть найти ОДНОГО человека и попросить его написать жалобу или договориться с администрацией – непосильная задача! Легче предложить завесить окна мокрыми тряпками.

Бомжи-невидимки

Петрозаводская мэрия – тоже не пристанище паникеров. Надо сказать, что «Автоспецтранс» – предприятие муниципальное, и все происходящее на свалке – во власти городских чиновников. Правда, похоже, сюда они носа не кажут. Так, комитет по ЖКХ в полной уверенности, что, цитируем официальный ответ, «лица категории «БОМЖ» на свалку не допускаются». Что ж, мы предоставляем чиновникам уникальную возможность эти лица узреть (см. фото).

В комитете по ЖКХ не дали ясной картины происходящего: ни о состоянии свалки, ни о причинах пожара, ни о том, сколько техники требуется на правильное обслуживание свалки. В мэрии не смогли даже перечислить, какие противопожарные и санитарные нормы должны соблюдаться на свалке.

Между тем, согласно санитарным правилам, свалка – это всего лишь временное хранение мусора, и требования к ее организации минимальны. По уму надо делать полигоны для хранения ТБО. На полигонах по нормативам есть своя лаборатория, отходы должны пересыпаться грунтом не реже одного раза за смену, и даже озеленение территории предусмотрено. На полигоне есть ограждение по периметру, чтобы бомжи не забирались и не жгли костры; защитная лесополоса, резервуар воды для орошения полигона в жаркую погоду, поливочные машины, бульдозеры, каток и гараж для них, котельная, очистные сооружения. Понятное дело, полигон – удовольствие дорогое. Гораздо дешевле свезти все на свалку.

Уже много лет ведутся разговоры о строительстве мусороперерабатывающего завода в Петрозаводске. Инвесторов пруд пруди: «мусорный» бизнес считается выгодным. Сейчас на рассмотрении в мэрии лежат несколько проектов от инвесторов. Лежат уже не один месяц – все рассматривают.

На футбол хватает

Городская свалка в районе Орзеги существует уже 33 года и свой ресурс давно исчерпала.

– Срок эксплуатации свалки уже давно вышел, она переполнена, – говорит главный «зеленый» Карелии Дмитрий Рыбаков. – Конечно, неправильная эксплуатация свалки приводит к пожарам.

Да, 12 имеющимся работникам свалки, из которых трое – сторожи, а двое – водители, уследить за 36 гектарами (3600 соток) невозможно. Из техники всего 4 бульдозера, 1 поливомоечная машина и 1 экскаватор.

Между тем почти половина денег, собираемых с петрозаводчан за мусор, идет именно на утилизацию.

– Один наш дом платит каждый месяц 3300 рублей за вывоз мусора и 1600 за утилизацию, – говорит председатель ТСЖ «Фонтан» Регина Притчина.

Договоры с «Автоспецтрансом» заключают и предприятия. Если вы повезете мусор на свалку самостоятельно, то с вас возьмут 128 рублей за куб (чуть меньше стандартного мусорного контейнера). За нанятую же машину «Автоспецтранса» придется заплатить 5200 рублей.

В Петрозаводской мэрии нам так и не ответили на вопросы, сколько денег ежемесячно собирается за утилизацию и сколько тратится на благоустройство свалки. А сколько, например, уходит на содержание футбольной команды «Автоспецтранса», регулярно выезжающей на различные матчи.

За пожар на свалке пока никого не наказали. Петрозаводская прокуратура все еще проводит проверку. В Природоохранной прокуратуре нам две недели назад заявили, что свалка – не их компетенция. Правда, позже передумали и сообщили, что выйдут на проверку на этой неделе: мол, проверять во время пожара было сложно.

P.S. В понедельник городская свалка все еще дымила. Задыхаются жители микрорайона Кукковка.