Экономика Таксисты ищут другую работу

Ксения Сорокина
№37 (799) 14.09.2011

С 1 сентября в России начал действовать новый закон о такси. Теперь все машины, занимающиеся перевозкой пассажиров, должны соответствовать целому ряду требований. К примеру, иметь опознавательные знаки: фонарь оранжевого цвета на крыше и «шашечки» сбоку. Во всех такси нужно установить таксометры. А проходить техосмотр машины, работающие в такси, должны каждые полгода.

Изменения в законодательстве коснулись и карельских таксистов. И хотя штрафовать за их неисполнение начнут только с 1 января, наши перевозчики в будущее смотрят без оптимизма. Они уверены: если в Москве или Питере выполнить все требования и при этом не оказаться «на мели» еще возможно, то в Карелии новые правила поставят крест на работе многих таксистов.

Пенсионеры останутся без приработка

– Я уже начал присматривать другую работу,– говорит таксист Андрей Фофанов.– С нового года точно завяжу. Я ведь сам на себя работаю, а не в фирме. Поэтому не вижу смысла в переоборудовании своей машины. Слишком хлопотно. Мы с коллегами уже подсчитали. Потратить придется 25-30 тысяч рублей. В такси сейчас работают не только те, для кого это основное занятие. Среди нас много пенсионеров. Есть и те, кому нужно расплачиваться за свой «кредитомобиль». Они днем на работе, вечером таксуют. Для многих такси – способ свести концы с концами. По ним новые правила в первую очередь ударят. Неправильный это закон. Лучше от него никому не станет.

По словам Фофанова, по крайней мере, треть «бомбил» задумалась о том, чтобы оставить это занятие. К примеру, среди таксистов, стоящих на улице Мерецкова, почти все – пенсионеры. Они уйдут в первую очередь. Так что с введением новых правил количество такси в Петрозаводске однозначно уменьшится. Об этом же говорит и Александр Балашов, работающий в службе такси.

– Пока нам толком еще не ясно, что и как будет, – говорит Александр, – но парк машин в нашей фирме уже стал меньше. Многие просто боятся выходить на работу. Хозяева, конечно, успокаивают. Я специально узнавал: в Петрозаводске таксометр можно заказать и купить за 12-13 тысяч рублей. Хотя его реальная себестоимость – рублей 400. На этих новых правилах заработает кто угодно, только не сами таксисты. А у нас и так доходы небольшие. Сами посудите: если у тебя свой автомобиль числится в службе такси, то 15-20 процентов от каждого заказа ты отдаешь фирме. За восьмичасовой рабочий день в лучшем случае бывает 10-14 заказов. Плюс бензин сам покупаешь. В Москве, может, таксисты и нормально зарабатывают. А в Петрозаводске копейки получаются.

Таксисты в один голос уверяют: цены на проезд однозначно вырастут. Когда включается таксометр, в нем уже «забита» определенная сумма. Так сказать, за посадку. Потом счетчик начинает наматывать рубли за каждый километр. Режим пробок в таксометре тоже предусмотрен.

– В два раза, конечно, цены не вырастут, – рассуждает Андрей Фофанов, – но на треть – точно. За посадку будут брать рублей сто. Потом уже смотреть по километражу. Сейчас вот с Древлянки до Центра можно за 100 рублей доехать. А после нового года, думаю, будет уже 200.

Выживают сильнейшие

Новый закон ударит прежде всего по «бомбилам» и небольшим службам такси. Законодатели и не отрицают: выжить должны сильнейшие. Те, кто способен оказывать населению качественные услуги. Хочешь заниматься бизнесом – изволь сначала вложиться. Что в принципе логично. Особенно если учесть, что многие машины, работающие в такси, давно нуждаются в ремонте. И ездить на них может быть просто опасно. Как объяснил «Карельской Губернiи» специалист отдела транспорта Минэкономразвития Карелии Сергей Агеев, прежде всего они заботятся о безопасности людей. С 1 сентября здесь уже начали принимать заявления от всех желающих получить разрешение на работу таксистом. Правда, пока люди приходят только за консультацией. И не мудрено. Для того чтобы получить разрешение, нужно не просто переоборудовать свой автомобиль по новым правилам. Необходимо еще иметь водительский стаж не менее трех лет в сфере пассажирских перевозок или пять лет общего стажа, а также зарегистрироваться как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель. Плата за оформление документов составляет почти 3400 рублей. Понятно, почему таксисты не спешат выстраиваться в очереди.

– Мы всегда работаем по правилам, – говорит хозяйка популярного в Петрозаводске «Мини-такси» Елена Фомина. – Наши таксисты имеют и необходимый стаж, и регистрацию в качестве ИП или юрлица. И мы уже начали переоборудовать свои машины. Заказали эскиз рисунков, которые нужно нанести на такси. Ведем переговоры с заводами-изготовителями таксометров в Москве и Тольятти. Закупать их оптом будет дешевле. Хотелось бы, чтобы и государство шло навстречу. Но пока никакой поддержки мы не ощущаем. К примеру, в Москве все разрешения оформляются за 2 рабочих дня. У нас – за 20. К тому же в столице все разрешения оформляют бесплатно. У нас за каждое приходится платить.

В Минэкономе отнекиваются: Москва она на то и Москва. Там бюджет с нашим несопоставим. А у нас в Минэкономразвития за все виды транспорта отвечают всего три человека.

– По поводу повышения цен на проезд в такси – не думаю, что это произойдет, – говорит Сергей Агеев. – Разрешение выдается на пять лет. Разделите 3370 рублей на 5. Получается в год – 674 рубля. По-моему, это не та сумма, о которой стоит беспокоиться.

Сейчас наши таксисты со страхом ждут 1 января, когда их официально можно будет штрафовать за неисполнение закона. Пока же сотрудники ГИБДД имеют право останавливать таксистов и выписывать им предписания. Если в течение месяца таксист его не исполнил – дело передается в суд. Штраф за такое административное нарушение – от 300 до 500 рублей. Первые плоды нового закона карельские таксисты начнут пожинать уже очень скоро.