Общество Без жилья, но с ипотекой

Ксения Сорокина
№37 (799) 14.09.2011

Больше 50 жителей Петрозаводска оказались замешаны в кредитной истории. Они должны банку свыше 60 миллионов рублей! Но, как выяснилось, этими деньгами люди даже не пользовались. Получив кредит, они сразу же отдавали его директору строительной фирмы «Вектор» Александру Левкину.

Схема, разработанная Левкиным, была до гениальности проста: на кредитные деньги он строил жилые дома. Директор «Вектора» находил людей, готовых «повесить» на себя ипотеку. Среди них были и знакомые, и друзья, и просто заинтересованные люди. Как правило, все они нуждались в жилье, поэтому и соглашались в обмен на квартиру в строящемся или уже построенном доме взять кредит в банке. Система без сбоя работала несколько лет. Фирма успела построить два дома и заложить фундамент третьего, на улице Лыжной. Но в конце 2008 года разразился кризис. Банки перестали выдавать кредиты. Стройку заморозили. Левкину стало нечем платить по многочисленным кредитам. В итоге люди остались ни с чем: квартиры они так и не получили, а ежемесячные платежи по кредитам банк стал требовать уже с них. Обманутым людям ничего не оставалось, кроме как обратиться в правоохранительные органы.

Дело тянется почти три года. Шансов добиться справедливости у людей немного.

Соучастники

– Я уже смирился с тем, что до конца жизни буду снимать квартиру, – рассказывает Игорь Иванов, один из пострадавших (имя изменено. – Прим. ред.). – На свое жилье мне уже никогда не накопить. Когда я познакомился с Левкиным, у меня было где-то 750 тысяч рублей. Александр Николаевич предложил помочь мне с покупкой квартиры. Сказал, есть «двушка» в доме на улице Коммунистов. И я могу туда въехать прямо сейчас. А деньги за квартиру отдавать постепенно. Как только отдам весь долг – сразу и зарегистрирую квартиру на себя. Я передал Левкину имевшиеся у меня деньги. Чуть позже он предложил мне оформить ипотечный кредит. Мол, так мне будет легче погасить долг. Я согласился.

Предложение показалось Иванову подозрительным. Но, во-первых, за Левкина поручились многие уважаемые в Петрозаводске люди. Да и результат работы фирмы «Вектор» был налицо – два построенных дома, где жили люди. Во-вторых, кредит Иванов оформлял в солидном банке с хорошей репутацией. И это тоже внушало доверие. Поручителем по кредиту выступила супруга Игоря. Когда они приехали в банк, все документы уже были готовы. Супругам осталось только поставить свои подписи. Через пару дней Ивановым в банке выдали два миллиона рублей наличными. Они передали деньги Левкину. Тот написал расписку, в которой обещал все кредитные обязательства взять на себя. В конце 2008 года Игорь с семьей въехал в новую квартиру. Но когда попытался там зарегистрироваться, выяснилось: квартира все еще принадлежит прежней хозяйке. Которая, в свою очередь, уже живет в одном из построенных Левкиным домов. К тому времени женщина уже успела по просьбе директора фирмы «Вектор» взять несколько кредитов, и в одном из них квартира семьи Ивановых была залогом!

– Как только Левкин перестал выплачивать проценты по кредитам, банк потребовал вернуть квартиру, – вздыхает Игорь Иванов. – Нам с семьей пришлось съехать. Мы оказались в безвыходной ситуации: квартиру отобрали, деньги, которые мы вносили Левкину в качестве пред-оплаты, он вернуть не мог. А ведь мы ему успели выплатить 970 тысяч рублей! По кредиту, который я взял для Александра Николаевича, я вынужден расплачиваться до сих пор. У меня каждый месяц удерживают половину зарплаты. Как хочешь, так и живи. Еще и семью содержать надо…

В подобной ситуации оказались многие. Кому-то еще удается держать оборону в своей квартире, кого-то уже выселили. Правоохранительные органы уголовное дело Левкина до суда довести так и не смогли. Говорят, нет состава преступления. Мошенничеством в чистом виде действия Левкина назвать нельзя – не было умысла. Левкин не принуждал людей брать кредиты. Они добровольно шли в банк. Оформлялись кредиты по подложным документам. В бумагах указывалось фиктивное место работы, завышался доход. В Следственном управлении при МВД Карелии уверены: люди не могли об этом не знать. Среди тех, кто получил кредит, были и матери-одиночки, и инвалиды, и безработные. Просто так ипотеку в банке им бы не дали. Потерпевшие превратились в соучастников.

Пострадал только банк?

– Если бы Александр Левкин забрал все деньги и с ними ударился в бега, тогда бы и вопросов не было, – объясняют в Следственном управлении. – Или, к примеру, он бы специально уговаривал людей взять кредиты, заведомо зная, что не будет по ним расплачиваться. Но тут другая ситуация. Если бы не кризис, Левкин бы благополучно расплатился по кредитам, люди бы получили свои квартиры. И все бы остались довольны. Прокуратура просто не допустит это дело до суда. Сейчас Левкин не скрывается, постоянно находится в Петрозаводске. У него арестовано имущество, на его родственниках, жене и детях точно так же висят кредиты. У них осталась единственная квартира, в которой они все живут вместе с внуками.

В итоге главным пострадавшим в этом деле оказался банк. Платежи по кредитам не поступают. Правда, у сотрудников правоохранительных органов возникают большие сомнения: а на самом ли деле в банке не знали обо всем происходящем? Ипотеку простому смертному получить не так-то просто. Нужно собрать и предъявить целую кучу документов. Да и рассматривать вашу просьбу банк может несколько недель. А тут десятки людей получали миллионы рублей буквально за пару часов! И так на протяжении почти трех лет. Но в банке представителям Следственного управления объяснили: с нечистыми на руку сотрудниками уже разобрались. Что, впрочем, не отменяет ущерб, нанесенный банку.

У обманутых людей остался один выход: обращаться в гражданский суд. Почти у всех на руках имеются расписки с подписью Левкина. Но вот загвоздка: чтобы дело приняли к рассмотрению, нужно заплатить госпошлину. Десять процентов от суммы, которую хотят взыскать. От двух миллионов получится двести тысяч.

– Таких денег у меня просто нет, – говорит Игорь Иванов, – а даже если бы я их нашел, что бы это дало? Да, суд однозначно вынесет решение в мою пользу. Только у Левкина нет денег. Какой во всем этом смысл?

Левкин действительно не скрывается. «Карельской Губернiи» легко удалось связаться с ним. Александр Николаевич уверяет: он, чем может, старается помочь людям. Как появляются деньги – отдает в счет погашения кредитов.

– Много разных слухов вокруг меня ходит, – говорит Левкин. – Говорят, к примеру, что фундамент недостроенного дома я за 20 миллионов продал. На самом деле его обанкротили и продали через конкурсного управляющего. Точно так же, как и все мое имущество. Мою машину, мою квартиру. И никаких денег я не получил. А люди ко мне не просто так приходили. Каждый хотел что-то получить. И они получали, пока кризис не грянул. Я тоже пострадал, у меня бизнес рухнул. Скрываться я не намерен. Я знаю, что у меня есть обязательства перед людьми. Да и от себя самого никуда не скроешься…