Общество Бьет – значит любит?

Анастасия Вайник
№40 (802) 05.10.2011

Однажды я беседовала с начальником следственного отдела одного из районных отделений тогда еще милиции. Обычное интервью с историями о местных Шерлоках Холмсах и Эркюлях Пуаро. Все было гладко и красиво – злодеи (даже хитроумные) были изобличены и пойманы, правосудие торжествовало. И тут я зачем-то спросила: за три десятка лет работы были ли случаи, когда многоопытный следователь искренне жалел человека, обвиняемого в страшном преступлении? До тех пор непробиваемый, уверенный в себе мужчина как-то сразу сник и стал похож на беспомощного мальчишку, рассказывая об убийстве 15-летней давности.

История первая

Ольга и Александр познакомились на студенческой дискотеке. Она – красавица и умница, он тоже хорош собой да и учится великолепно. В общем, впереди – прекрасная жизнь, в чем ни один из них не сомневался. Еще до окончания вуза на свет появился их первый ребенок, и молодому мужу пришлось оставить учебу в университете, чтобы кормить семью. Так и сложилось, что после рождения второго ребенка Ольга вышла на работу по специальности – учителем в школу, а муж как вкалывал рабочим на заводе, так и продолжал вкалывать.

Несостоявшийся инженер стал пить. Сначала во хмелю жаловался жене на судьбу, сетовал на несбывшиеся мечты – она терпела, потому что любила. И даже уговаривала мужа попробовать окончить вуз (им на тот момент было-то лет по 25). Александр соглашался, давал обещание взять себя в руки, но… продолжал выпивать с работягами из цеха и страдать о горькой своей судьбе…

Потом пришло время, когда он нашел причину всех своих несчастий – успешную супругу, которая умудрилась и на работе стать одним из лучших учителей, прекрасно выглядеть, при этом тащить на себе двоих детей и все хозяйство. Однажды, допившись «до чертиков», он, в очередной раз высказывая жене обвинения в своей неудавшейся жизни, ударил ее. Ольга тогда вообще ничего не поняла. Она не верила, что это сделал ее Саша, которого она любит всем сердцем…

А Саша утром и не вспомнил, что случилось, – увидел жену с синяком на щеке, расстроился. Извинялся, обещал, что такого больше никогда в жизни не повторится. Месяц муж приходил домой трезвый, играл с детьми, помогал по хозяйству, вечерами они вместе «по ролям» читали детям сказки, хохотали и дурачились, а потом подолгу сидели на кухне, вспоминая студенчество и строя планы на будущее. Это был месяц счастья, после которого муж вновь пришел пьяный и избил жену так, что ей пришлось выйти на больничный – не пойдешь же в школу с синяком вместо лица.

Ольга никогда сама не обращалась в милицию. После года постоянных побоев забеспокоились соседи и коллеги. Милиция ничего не могла сделать – Ольга твердила что-то о своей неуклюжести, на мужа заявлений не писала, а рассказы соседей о шумных ссорах называла сплетнями.

Потом на следствии она объяснит, что до последнего пыталась спасти брак – так воспитана. Да, боялась за детей, поэтому частенько, когда понимала, что муж придет пьяный, отправляла их к подруге. Пыталась разговаривать с мужем и даже сама уходила ночевать к подруге, но не останешься же с детьми там жить. Да и что люди скажут? Возвращалась домой и вновь залечивала синяки и ссадины.

Так продолжалось долгих четыре года – ровно до того страшного вечера, когда глава семейства вновь пришел домой в сильном подпитии и стал придираться. Ольга готовила борщ и не отвечала на вопросы мужа, зная, что любой ответ тут же повлечет за собой затрещину. Она надеялась, что муж, как это бывало, выговорится и рухнет спать. Но прежде любимый Саша решил в этот раз все-таки «отвести душу». Схватив жену за волосы и дыша ей в лицо перегаром, пригрозил, что изуродует «этих выродков» (имея в виду детей). В это мгновение в Ольгиной душе все словно сошлось в одну жгущую точку – боль, обида, безысходность, страх, отчаяние и ненависть… Она ударила мужа ножом, которым еще три секунды назад резала свеклу для борща. Она молча била еще и еще… а потом плакала, сидя рядом с уже мертвым мужем, и просила прощения у детей, которых, к счастью, в тот вечер не было дома.

– Понимаете, она просто не могла больше терпеть, – говорит следователь. – Город у нас небольшой, все друг о друге все знают, и ее жалел весь город. Мы забирали ее мужа не раз, но без заявления не могли его арестовать больше чем на несколько суток. Сколько мы ее уговаривали написать заявление – ни в какую. Говорила, что это ее судьба: раз выбрала мужа, значит, с ним и жить до конца. Она и на суде его защищала – говорила, что это семья сломала такого умного и тонкого человека.

Ольгу осудили – семь лет лишения свободы. Но в скором времени выпустили условно-досрочно. Она уехала из Карелии, вырастила замечательных детей, но новый мужчина в ее жизни так и не появился. Об этом тоже рассказал следователь – он по-прежнему следит за судьбой этой женщины, считая, что в случившемся есть и его вина.

История вторая

Катя вышла замуж восемнадцатилетней девчонкой. Белокурая красавица без ума влюбилась в бравого офицера МВД, воевавшего в «горячих точках». И даже его суровость, сдержанность и немногословность ей невероятно нравились – именно таким должен был быть мужчина ее мечты. Вскоре возлюбленный вновь отправился воевать в Чечню, а она поняла, что ждет ребенка. Он был счастлив, кричал в телефонную трубку, что осыплет любимую чуть ли не бриллиантами, искупает в нежности и заботе, будет носить на руках и все делать дома сам – только бы родила дочурку!

Родился мальчик. Речи о бриллиантах на поверку оказались всего лишь речами – у героя, кроме холостяцкой комнаты в общежитии, за душой не было ничего. Жили в двухкомнатной квартирке со старенькой бабушкой Кати. Муж пил сначала после возвращения из Чечни (так положено), потом, потому что сын родился, а не дочь, как он «заказывал», а дальше просто потому, что все его в этой тухлой квартирке с бабкой достало и скорее бы опять в Чечню. При этом он с завидной регулярность лупил красавицу жену.

Но вот снова Чечня, снова долгие телефонные разговоры и признания в любви, а после – почти год счастливой совместной жизни, когда супруги договорились о рождении еще одного ребенка (девочки, как вы понимаете). В квартире сделали ремонт, холостяцкую комнату мужа сдали внаем, бабушку обласкали вниманием так, что она даже забыла, что уже стара и больна – стала выходить на прогулки с правнуком. В общем, все замечательно.

Родился мальчик. Офицер и отец двух сыновей тут же согласился на командировку в Чечню. В этот раз он не звонил и не писал. А когда приехал, выпил и расслабился, избил жену до полусмерти. Ходил потом в больницу с цветами и фруктами и, к слову сказать, безупречно ухаживал за сыновьями. Правда, следующие полгода после выписки из больницы стали для Кати адом – вечно пьяный муж если и не бил ее, то устраивал такие скандалы, что в квартире не осталось ни одного целого стула.

Он снова уехал в командировку, когда в семье наступил мир, причиной которому стала еще одна беременность Кати. И вновь трепетные нежные звонки, интерес к успехам сыновей, денежные переводы, какое-то, пусть и по крупицам собранное и призрачное, но счастье.

Катя еще до рождения ребенка по результатам УЗИ узнала, что ждет третьего мальчика. Она, ничего не объясняя мужу, подала на развод. Когда муж вернулся, согласился без каких-либо претензий. Ушел в свою комнатушку в общежитии, пил там себе радостно, ездил в «горячие точки». Правда, иногда приходил навестить сыновей и даже какие-то деньги давал на воспитание. Казалось бы, все кое-как уладилось – красивая женщина с тремя уже подросшими сыновьями, с неплохой работой и приходящим иногда папой сыновей. Ищи себе счастья в другой обители – дети вырастут, бывший муж не изменится, научись быть счастливой по-другому.

Что вы думаете произошло? Катя вновь живет вместе со своим бывшим мужем. Более того, они обменяли ту трухлявую двухкомнатную квартирку (бабушка умерла два года назад) и комнатку в общежитии на общую трехкомнатную квартиру. Муж опять в командировке, Катя опять беременна. Надо ли говорить, что ждет она мальчика? «Зачем?!» – в недоумении уже кричат подруги и коллеги Кати. «Ну не могу я без него», – отвечает не раз битая мужем женщина. Это сложно понять.

История третья

А эта история – о мести. Короткая, но поучительная. Интеллигентная семья из разряда высшего научного общества – ни слова в простоте, как говорится. Муж однажды дал жене пощечину за ее резкие высказывания об его неправильном понимании каких-то тонкостей, допустим, в физиологии мозга (ну это так, к примеру). Она сказала: «Я тебя люблю, а потому прощаю, поскольку, возможно, сама была резка. Но если ты еще раз поднимешь на меня руку, хотя бы просто замахнешься – я отомщу».

Очередная вечеринка с коллегами-учеными, после которой, когда гости уже разошлись, – вновь спор, и муж всего лишь замахивается на жену попавшейся под руку не то свечкой, не то статуэткой. Жена делает вид, что ничего не произошло. Через пару часов уже более-менее конструктивной беседы, сдобренной вином и коньяком, супруги укладываются спать. Ну что тут рассказывать – супружеское ложе, секс, естественно, и… вызов «скорой помощи».

Добропорядочная супруга сдержала свое слово о мести, практически откусив мужнин детородный орган. Позже были весьма непростая хирургическая операция, а также заявление в милицию от покалеченного мужа, оперативники в палате ИТАР и будто в ступоре молчавшая жена. Однако обошлось без суда и следствия, потому что муж забрал заявление. Уже на следующий день после операции женщина пробилась к мужу прямо в палату ИТАР, а позже весь персонал больницы (естественно, знавший эту историю) наблюдал за прогуливающимися по больничному парку супругами. Неизвестно, как впоследствии сказалась месть на функциях детородного органа супруга, но к тому времени у этой пары уже были двое детей. И сейчас я периодически встречаю их, гуляющих уже с внуками.

Здесь помогут

В Петрозаводске в отделении помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, что при Центре социального обслуживания населения «Истоки», телефон не смолкает. Сюда с самыми разными вопросами ежедневно звонят женщины – и юные, и пожилые. Среди них немало тех, кто надеется на помощь, поддержку и защиту. И здесь, милые женщины, вам действительно помогут.

Приют для женщин и детей, пострадавших от насилия в семье, тел. 77-30-52 (круглосуточно).

Любая другая консультативная помощь (психолог, юрист и другие специалисты), тел. 76-00-36 (в рабочее время).