Такого в Петрозаводске еще не было. По крайней мере, аналогичных случаев на память не приходит. Кандидат в депутаты Законодательного собрания Карелии стал жертвой то ли коварного плана, то ли непрофессионализма руководства избирательной комиссии. В любом случае председатель и зампредседателя ТИК №1 повели себя так, будто у них нет права зарегистрировать кандидата Дмитрия Окунева.
Подозрения насчет того, что с регистрацией будут проблемы, появились еще на позапрошлой неделе, когда Окунева начали проверять с невероятной тщательностью. Подписи горожан в поддержку директора фирмы «Адо-Авто», предоставленные в Территориальную избирательную комиссию №1, передали… эксперту-графологу – начальнику ЭКЦ МВД по Карелии Татьяне Сенчуковой.
То, что к делу привлекли криминалиста, многим показалось странным, ведь ошибки носили чисто технический характер. Председатель ТИК №1 Григорий Футрик пояснил: им показалось, что в некоторых местах дата якобы поставлена агитатором, а сама подпись сделана уже рукой избирателя. Казалось бы, пустяк. Однако эксперт 10 дней не представляла свой отчет. И это несмотря на то, что Окунев – единственный кандидат, чьи подписи решили перепроверить с графологом. Всех остальных зарегистрировали без особых проблем. Большого объема работы у эксперта-криминалиста, по идее, не должно было быть. Футрик успокаивал наблюдателей Окунева: если специалист из МВД не сдаст отчет, кандидата зарегистрируют без результатов экспертизы.
Так комиссия и эксперт дотянули до вечера пятницы 28 октября. Формально, по закону, они ничего не нарушили. Между тем в субботу истекал срок регистрации кандидатов в Законодательное собрание. А в пятницу в 17.00 в ходе заседании комиссии ТИК Дмитрию Окуневу отказали в регистрации, нарушив нормы права и здравого смысла.
Намеренно затягивали?
Отчет эксперта, который ждали 10 дней, появился аккурат под вечер 28 октября. Ознакомившись с ним, избирательная комиссия признала недействительными 32 подписи из 268, собранных в поддержку кандидата. А это на 6 подписей больше допустимого по закону процента «брака».
Но вот что странно: отчет эксперта состоял из двух частей. Первый документ был датирован 24 октября. В нем эксперт-криминалист анализировала только те подписи, на которые ей указала избирательная комиссия. Их было чуть больше двадцати. Даже если бы все признали недействительными, этого не хватило бы для отказа кандидату в регистрации. Однако затем комиссия включила графолога в состав рабочей группы, выносящей вердикт по кандидату. И 28 октября эксперт ни с того ни с сего вдруг решила проверить… все 268 подписей Окунева! Почти десять дней она не сдавала отчет по двадцати подписям, а тут – о, чудеса! – буквально за полдня проверила все подписи, собранные за руководителя компании «Адо-Авто». Задумайтесь, с чего графолог проявила такое рвение?
Эксперт, начальник ЭКЦ МВД по Карелии Татьяна Сенчукова на заседании избирательной комиссии так и не объяснила толком, что подвигло ее на трудовые подвиги. Подтвердила лишь, что ей действительно хватило утра и половины обеда для того, чтобы просмотреть весь список Окунева.
– Понимаете, я ведь очень занятой человек, – говорит Сенчукова. – Я не могу с утра до вечера заниматься только подписями, у меня есть другие дела. К тому ж, бывает, на анализ одной подписи уходит полчаса. А бывает, что и несколько часов. Так получилось, что 28 октября сотрудники моего отдела занимались переездом, поэтому я была свободна и смогла полдня полностью посвятить анализу подписей.
Сенчукова сама себе противоречит. Если на изучение одной подписи порой уходит несколько часов, как она исхитрилась за полдня проверить сразу 268? Джинн помогал? И чем объяснить «случайное совпадение», что эксперт оказалась свободна именно накануне последнего дня регистрации кандидатов, а не на полнедели раньше, когда помощники Окунева обрывали телефоны избирательной комиссии, пытаясь узнать результаты экспертизы? Вопросов явно больше, чем ответов.
Презумпция невиновности
Впрочем, странная организация труда графолога Сенчуковой – не главное в истории со снятием кандидата Окунева. Переходим к самому смешному и грустному. В своем отчете эксперт сделала категоричные выводы только по поводу четырех подписей. В остальных случаях она не уверена или не может точно сказать. Указала лишь, что подписи «вероятно, сделаны одной рукой». Очень выгодная позиция. С одной стороны, бросила тень на кандидата, с другой стороны, никакой ответственности за свои суждения криминалист не несет.
Что мы видим: эксперт не может со 100-процентной достоверностью утверждать, что подписи бракованные. И тут инициативу берут на себя руководители ТИК №1. Вы наверняка знаете, что такое презумпция невиновности. Это один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Он гласит: «Человек не виновен, пока не доказано обратное». В гражданском праве действует презумпция добропорядочности гражданина. Каждый человек предполагается добропорядочным до тех пор, пока в установленном порядке не будут убедительно доказаны факты, отрицательно его характеризующие (ст. 152 ГК). А значит, сборщики подписей в поддержку Окунева не могли быть признаны фальсификаторами просто так, без 100-процентной уверенности. Господин Футрик и его зам – юристы. Даже если по каким-либо непонятным причинам им не нравился Окунев, например прической или манерой общения, все, что они могли сделать, вздохнуть и сказать: «Как известно, сомнения трактуются в пользу обвиняемого. Дмитрий Александрович, вот ваше удостоверение кандидата в депутаты».
Руководство территориальной комиссии прекрасно знает прописные истины о презумпциях невиновности и добропорядочности. И тем не менее все сомнения эксперта они трактовали не в пользу кандидата и отказали ему в регистрации. Как такое возможно?! Давайте вместе поищем ответ.
Будет суд
Кому было выгодно, чтобы кандидат Дмитрий Окунев сошел с предвыборной дистанции? Любой здравомыслящий человек ответит: его конкуренту. Ведь Окунева есть почему бояться. Он – опытный управленец, директор-трудяга, с нуля создавший собственное предприятие, депутат нескольких созывов Петросовета. Короче говоря, человек, которого знает весь Октябрьский район.
Его противник не менее известен. Это олигарх Леонид Белуга. Перед выборами казалось, что, заручившись поддержкой губернатора Андрея Нелидова, бизнесмен войдет в партийный список «Единой России». Но партия от него открестилась, и в результате Белуга был вынужден пойти на выборы как простой самовыдвиженец. К тому же по одномандатному округу с сильным соперником. Есть с чего заволноваться. Проверка подписей, собранных в поддержку Леонида Белуги и Артема Окунева (кандидата, которого, как нам кажется, специально выдвинули в этом же округе, чтобы запутать людей и «отъесть» голоса сторонников Дмитрия Окунева), показала: они взяты одними и теми же сборщиками подписей у одних и тех избирателей. Как ни крути, повезло Белуге, что территориальная комиссия отказала директору «Адо-Авто» в регистрации.
Вот только рано кому-то радоваться. Из предвыборной борьбы Окунев выбыл лишь на время. Ничего не закончено. Кандидат, конечно же, будет оспаривать решение ТИК №1 в суде. И почти наверняка докажет свою правоту. Тем более что группа поддержки Дмитрия Окунева уже провела собственную проверку подписей, вызвавших вопросы у эксперта и комиссии. Само собой, не все избиратели обрадовались повторному визиту. Ставя подпись за кандидата, никто не ожидает, что его потом могут вызвать выступать в суд. Однако многие люди подтвердили, что узнают свой подчерк и дату и подпись ставили именно они. Избиратели готовы повторить это любым проверяющим. Хватит ли проверяющим смелости слушать?