Спорт и отдых Если бы я писал песни, то сошел бы с ума

Анастасия Вайник
№45 (807) 09.11.2011

В первые дни ноября в Петрозаводске прошли два концерта ансамбля «Сябры». Те, кому за 40, хорошо помнят многие их песни, а главный хит ансамбля – «Алесю» – оказывается, могут напеть даже сегодняшние мальчишки и девчонки. Анатолий Ярмоленко, руководящий «Сябрами» с 1974 года, считает, что нынешняя мода на «старые» коллективы объясняется очень просто – родители вспоминают песни своей юности и, естественно, хотят, чтобы их дети тоже их знали.

День рождения

– Вы будете фотографировать? – на секунду теряется Анатолий Ярмоленко, когда мы с фотокорреспондентом заходим в гримерку. До начала концерта 20 минут, он, естественно, уже в концертном костюме – тем не менее бросает взгляд в зеркало, вздыхает и машет рукой: мол, все равно ничего уже не исправишь.

– Ну что вы, Анатолий Иванович, перестаньте! Вы же такой красивый!

– Да ладно вам…

– Правда-правда! Кстати, с днем рождения!

– Вы знаете? Спасибо!

– Как же вы так – концерт в день рождения?

– А всегда так – все дни рождения на сцене. Внук раньше обижался, что меня никогда нет на его дне рождения (он родился 27 декабря), но теперь уже понимает – сам артист, хоть ему всего 12 лет.

История с днем рождения Анатолия Ярмоленко довольно запутанная. Официально один из самых известных белорусов родился 15 ноября. Но, оказывается, тогда – в 1947 году – новорожденного зарегистрировали почти через две недели после его рождения. Об этой неувязке в датах рождения до сих пор было известно только семье и близким друзьям Анатолия Ивановича. Но так уж случилось, что о настоящей дате рождения узнал руководитель группы предприятий «Ленторг» Василий Попов, организовавший концерты ансамбля «Сябры» в Петрозаводске. Он вышел на сцену с огромным букетом цветов, чтобы поздравить Анатолия Ярмоленко, и тогда правда открылась зрителям. Петрозаводчане аплодировали стоя, а особо романтичные натуры то и дело утирали слезы.

– Анатолий Иванович, 15 ноября «Сябры» дают большой концерт в «Лужниках» и все билеты уже проданы. У вас плотный гастрольный график, причем далеко не провинциальный – почему вы приехали в Петрозаводск? Многие считают, раз артисты едут в такую провинцию, то дела у них совсем плохи.

– Во-первых, я не считаю Петрозаводск провинцией, мы выступали здесь не один раз, в том числе и в советские годы. Во-вторых, для нас никогда не существовало понятия «успешность» – мы всегда едем туда, где нас ждут, пусть это будет райцентр, в котором живут 10 тысяч человек, но это люди, которые нас любят. Сейчас в Петрозаводск нас пригласили хорошие люди, мы видим невероятно доброе отношение и крайне за это признательны. Это дорогого стоит. К тому же выступления, как вы говорите, в провинции для меня гораздо ответственнее больших концертов – публика искренняя, не способная фальшивить и, соответственно, не прощающая фальши.

Имена

– История ансамбля «Сябры» началась без малого 40 лет назад. В 1980 году вы записали первую пластинку на студии грамзаписи «Мелодия». По тем временам это было событие?

– Безусловно, событие! Мы заняли на конкурсе призовое место, и запись на фирме «Мелодия» – это был своего рода бонус. Мы были счастливы, потому что во всем огромном Советском Союзе только там можно было сделать действительно качественную запись.

– Любопытная информация: в 1981 году по итогам хит-парада ТАСС «Сябры» оказались в десятке лучших коллективов СССР. Был такой хит-парад? Наше поколение помнит разве что «ТАСС уполномочен заявить»...

– Да, до 1991 года был хит-парад ТАСС – и в СССР принимали новые словечки. Это был единственный официальный хит-парад. Еще был своего рода рейтинг в «Московском комсомольце», но это немного другое.

– Говорят, судьба сводила вас с большими музыкантами с юных лет. С кем, например?

– В армии я служил в Баку, в ансамбле песни и пляски. Там в это время работал вольнонаемный Муслим Магомаев и к нему захаживал Полад Бюль-Бюль оглы. Это было начало взлета Магомаева, он уже пел «Бухенвальдский набат». А несколько лет назад на моем юбилее мы пели вместе с Поладом Бюль-Бюль. К сожалению, Муслима уже не стало. Да, мне повезло познакомиться с такими великими певцами и я многому у них научился. С кем их можно сравнить… Разве что с Томом Джонсом, Демисом Руссосом…

– Вы же пели с Демисом Руссосом.

– Да, к счастью, довелось. И с группой Smokie вместе пел.

– А с кем бы хотели спеть?

– С Полом Маккартни и с Миком Джаггером, но это, наверное, очень дорого и практически неосуществимо.

– На одном из последних концертов Джаггер вышел в настолько обтягивающих джинсах, что они скорее напоминали леггинсы…

– Я и леггинсы согласен надеть ради такого дуэта (смеется). Это музыканты мирового класса – для каждого честь спеть с ними.

– Какую музыку вы слушаете сейчас?

– Всю – мне внук приносит многое. Но больше мне интересна музыка тех лет. Это была эпоха ренессанса, возрождения, эпоха мелодии. Вы сами-то вспомните те годы: Pink Floyd, Led Zeppelin, Queen, да что перечислять – что ни команда, все суперимена. Сейчас все что-то пытаются придумать эдакое, и это, на мой взгляд, признак упадка. Но, я уверен, через какое-то время вновь появятся очень интересные мелодичные коллективы.

Друзья навеки

– Многие ансамбли, создававшиеся в 70-х годах, распались или были «клонированы». «Сябры» сохранились, и вы этим невероятно гордитесь. За счет чего вам удалось сохранить коллектив?

– Наверное, как корабль назовешь, так он и поплывет. «Сябры» в переводе с белорусского – «друзья». Так мы и пронесли дружбу через годы. Хотя многие ушли и даже сменили страну проживания, род деятельности, но сам коллектив остался. Конечно, воля руководителя имеет значение. И то, что вся семья работает на ансамбль. Но даже если бы без семьи, я все равно сумел бы удержать коллектив, потому что я даю возможность ребятам реализоваться. Они могут играть совершенно разную музыку, практически у каждого есть сольные проекты. Однако менять направление коллектива, гоняться за модой – неправильно. Я всегда всем говорю: «Вместе мы «Сябры», а по отдельности – пожалуйста, работайте». И у моей дочери Алеси сольные концерты, причем весьма успешные.

– Вы строгий руководитель?

– Да. И больше всего достается моим детям. (Сын Святослав и дочь Алеся работают в «Сябрах».)

– Как вы познакомились с супругой?

– На гастролях в Бобруйске – у нас все на гастролях.

– Она тоже пела?

– Нет, она не была артисткой, но я скажу, что она была очень красива и пела неплохо. Сейчас я бы ее поставил на клавиши и вокал – как сегодня поют, так у нее гораздо лучше получилось бы. Но тогда были очень высокие требования. Моя жена – костюмер в ансамбле.

– А дочери вы желали такой карьеры? Она же чуть ли не за кулисами родилась?

– Да, она и родилась за кулисами, и всю жизнь с нами за кулисами. А куда девать? Сына мы отдали бабушке, потому что были моложе, а дочь с пеленок возили с собой. Но артистической карьеры я ей не желал, если честно. Я считаю, что артист должен быть либо number one, либо вообще заниматься другим делом. Потому что артист, который не реализован – это несчастный человек. Одного таланта мало – нужны еще характер, трудолюбие. Но мои дети видят планку и пока тянут.

– Как вы проводите свободное время?

– Занимаюсь творчеством. Я не пишу песни, а занимаюсь организацией – если бы я еще писал, то вообще сошел бы с ума. Тут разделять надо, иначе столько не продержаться. Трудно заявить о себе, трудно продержаться первые десять лет, потом 20, 30, 35…

Отцы и дети

– Вы с детства хотели стать музыкантом?

– Да, хотел стать известным. Я в армии сказал ребятам: в 27 лет обо мне узнает вся Белоруссия, а в 33 меня будет знать весь Советский Союз. Все подшучивали, смеялись, а в 33 года я спел «Алесю».

– На ваш взгляд, это залог успеха – поставить себе с детства такую «программу»?

– Я всегда говорю: нужно поставить цель и идти к ней, стремиться ее достичь – иначе ничего не получится. Если ты чего-то хочешь, это случится. Только нужно прикладывать усилия. У меня никого и ничего не было – ни родственников, ни денег, но я добился своего.

– А внук DJ Анатоль не сталкивается сейчас со скепсисом со стороны – дескать, с таким дедушкой и таланта не нужно?

– И внук, и дочь… Я пережил это. Неприятная штука, но от этого никуда не денешься. Это пережили и Кристина у Аллы, и Пресняков, и, если угодно, Михалков. Талантливые люди, а все считают, что «вылезли» за счет родителей. Я, например, считаю, что Кристина Орбакайте – гениальная девочка с самой ее первой роли в фильме «Чучело». При чем тут мама?

– Оглядываясь назад, вы о чем-то жалеете?

– Пожалуй, ни о чем. Я получил то, что я хотел. Я даже не жалею о том времени, когда ничего не было, когда мы из телеграфного кабеля вытягивали проволоку, чтобы сделать струны. Я не ностальгирую и не жалею ни о чем – жизнь сложилась так, как сложилась. Впрочем… наверное, я сожалею о том, что не в ту эпоху родился. Не знаю, кем бы я был, но мне очень нравится конец XVIII – начало XIX веков, когда все неспешно, рассудительно, без суеты, джентльмены встают при появлении дамы…

– То есть вы считаете себя человеком не той эпохи?

– Как говорят мои дети: «Папа, ты бы в любой стране и в любой эпохе нашел бы себе место».

– Вы гордитесь детьми?

– Горжусь. Но для меня важнее, гордятся ли они мной. Понимаете, сцена и семья – это разные вещи. Авторитет авторитетом, а вот состоялся ли я как отец? Я считаю, что не все дал своим детям, и часто корю себя за это. Но судя по тому, что первым с днем рождения меня поздравил сын, а следом за ним дочь и еще друзья, с которыми мы начинали и которые сейчас разлетелись по всему миру, – значит, что-то в своей жизни я сделал правильно.