Финский пастор Юха Молари принял православие. Напомним: Юха известен своей любовью к России. За доброе отношение к нашей стране, а также за борьбу с организацией Pro Karelia, выступающей за возвращение части земель нашей республики Финляндии, на родине Молари вот уже несколько лет подвергается гонениям. Пастору угрожали, на него давили и даже грозились отобрать у него и его русской жены детей. Но Юха не отступил.
В 2008 году Молари выступил на конференции в городе Тампере, где критически отозвался о целях и методах организации Pro Karelia. После этого генеральный секретарь Pro Karelia направил жалобу в духовный капитул епархии, обвинив Молари в разжигании вражды среди паствы, защите советского геноцида и в прокоммунистических настроениях. Организация требовала отстранить Юху Молари от работы и лишить его сана. Епископальный суд принял жалобу к рассмотрению, но с вынесением решения затягивал. В итоге своей паствы Молари все-таки лишился. Но не из-за любви к России. Юха активно критиковал «Кавказ-Центр», признанный в России экстремистским (в Финляндии этот сайт является абсолютно легальным ресурсом. – Прим.ред.), требовал закрыть его за пропаганду терроризма и даже организовал пикет против этого ресурса. Угрозы в адрес пастора стали поступать с удвоенной силой, ему даже пришлось обратиться в полицию.
Весной 2011 года Молари лишили сана из-за скандального высказывания в адрес чеченских сепаратистов. А в конце октября Юха Молари уже был принят в лоно Русской православной церкви, став членом Свято-Никольского русского прихода в Хельсинки.
– Это очень важное решение в моей жизни, но его нельзя назвать сложным, – объяснил бывший пастор. – Русская церковь – это не какая-то секта, а многомиллионная община верующих, проживающих в разных странах. Я понял, что легко быть в той церкви, где тебя любят.
«Карельской Губернiи» удалось связаться с Юхой Молари. Бывший пастор охотно объяснил свой поступок. По мнению Юхи, в последнее время Евангелическо-лютеранская церковь стала сильно секуляризованной (то есть роль религии в ней уменьшилась, уступив место интересам общества. – Прим.ред.). А для Юхи важно, чтобы такие понятия, как «исповедь» или «вера», воспринимались серьезно.
– Вера и нравственность стали играть меньшую роль в Евангелическо-лютеранской церкви, – говорит Молари. – Такова ситуация в Финляндии. Но это не ситуация в лютеранской церкви России! Я хотел принадлежать к Русской православной церкви, потому что моя семья православная. РПЦ была милостива ко мне. Православная церковь не отказалась от христианской веры и морали.
Политические гонения против бывшего пастора сыграли в его решении хоть и не главную, но все же важную роль. Юха не мог смириться с тем, что в его церкви прямо или косвенно утверждали: Россия и русские представляют угрозу для Финляндии.
– Сейчас я оказался в совершенно новой для себя ситуации, – поделился своими впечатлениями Молари. – Больше 20 лет я думал, что в моей жизни все ясно и все определено – работа, зарплата и так далее. Теперь я знаю, что это – не моя судьба. Я верю и молюсь. И на данный момент я чувствую себя более свободным.
Юха стал больше читать, много времени проводит с семьей и детьми. Он выходит на пробежку два- три раза в день.
Что касается организации Pro Karelia, то она сейчас издает новый красочный журнал под названием «Карельские пятна». Молари уверен, что это журнал не только для пропаганды карельской культуры, но и для политики.
– Сейчас я счастлив, – говорит Юха. – Спасибо моим врагам, которые столько преследовали меня. Мир, дружба и сотрудничество помогут Карелии развиваться. Pro Karelia и НАТО создают напряженность и ненависть. Европейский союз и Финляндию скоро ждут трудные времена. Экономических проблем станет больше. А у Карелии удобное географическое положение. Она сама по себе ценна. А если еще подключатся Мурманск и Санкт-Петербург, мы можем надеяться на лучшее.
Если раньше о переезде в Россию Юха даже не думал, объясняя, что Финляндия – его родина и он останется там, то теперь Молари признается: в России ему нравится больше. Но переехать в Россию не так-то просто, ведь в Финляндии работа, семья, жилье, зарплата. Однако Молари всерьез задумывается о том, чтобы покинуть родину.
– Меня беспокоит ультранационализм, – говорит Юха, – а у России много богатств: языки, национальности, религии и культура. Поэтому я чувствую, что я свободнее в вашей стране.