Тема номера В Петрозаводске открыли охоту на людей?

Ксения Сорокина
№7 (821) 15.02.2012

В Петрозаводске неизвестные хулиганы исподтишка стреляют в прохожих из травматического или пневматического оружия. Пенсионера Анатолия Семенова (фамилия изменена. – Прим.ред.) «расстреляли» посреди бела дня на Голиковском рынке, куда мужчина пошел за продуктами. Семенов вспоминает: он как раз проходил мимо молочного ларька, когда его что-то сильно ударило в висок...

Голова взорвалась

– Как будто голова у меня взорвалась! – вспоминает пенсионер. – Я подумал, что сверху на меня что-то рухнуло. Я упал на землю, сбежались продавцы с соседних ларьков, начали поливать меня холодной водой.

Только дома Семенов разглядел у себя на виске небольшую «дырочку». К вечеру она опухла и превратилась в здоровую шишку. Утром мужчине стало хуже, поэтому он отправился в поликлинику. Хирург, едва завидев рану, принялась звонить в полицию. Тогда-то Анатолий Семенов и понял, что в него стреляли!

– Врач сразу сказала: повезло, что выстрел пришелся в твердую кость, – говорит мужчина. – Пару миллиметров правее – и мне бы каюк пришел. Потом я сходил в охотничий магазин, показал им рану. Тамошние сотрудники объяснили: стреляли в меня в упор, да еще и с близкого расстояния – не больше восьми метров. Тогда я начал вспоминать, что на рынке вокруг меня все искали пульку, но так и не нашли. Думали даже, что она у меня в голове застряла.

В дежурной части нашей полиции заявление от хирурга сразу же приняли. Однако участковый появился на пороге квартиры Анатолия Семенова только через девять дней! Все это время пенсионер лечился от последствий травмы, ходил на процедуры. Мужчина вспоминает, что, едва зайдя в квартиру, полицейский хмуро спросил: ну чего же вы хотите? Семенов вполне резонно возмутился: мол, у вас тут уже днем в общественных местах в людей стреляют, а вы еще спрашиваете! Но, похоже, стражу порядка не особо хотелось разыскивать хулиганов. Вскоре Семенову пришел официальный ответ, в котором было указано: «Не удалось получить достаточные данные, указывающие на признаки преступления». Оно и не удивительно, спустя столько-то дней. Уголовное дело в полиции возбуждать не стали. А Анатолий Семенов теперь побаивается ходить на рынок.

– Поражаюсь равнодушию наших правоохранительных органов! – возмущается пенсионер. – А ведь не дай бог кому-нибудь пуля в сам висок попадет?

Жертвой хулиганов чуть не стал и известный петрозаводский музыкант, один из лидеров группы «Револьвер» Никита Власов. Уже за полночь он возвращался домой, проходил мимо заправки, расположенной возле типографии имени Анохина. Неожиданно ему что-то сильно хлопнуло по капюшону.

– Я огляделся, но рядом никого не было, – вспоминает музыкант. – Такое ощущение, что стреляли из пневматического ружья. Честно говоря, стало страшно. На улице тогда было светло да еще и заправка хорошо освещена. Так что ты виден как на ладони. Хорошо, что выстрел не повторился.

Расстрелял в упор

Впрочем, «травматикой» и «пневматикой» балуются не только хулиганы. Те же травматические пистолеты порой идут в ход во время выяснения отношений. В прошлом году в Петрозаводске с применением травматического оружия были совершены два разбойных нападения, зарегистрированы один случай хулиганства и три – причинения телесных повреждений. «Разборки» чаще всего происходят в кафе. Жертвой одной из таких случайных ссор стал петрозаводчанин Евгений. Он с друзьями играл в бильярд в одном из бильярдных клубов города. За соседним столом собралась компания мужчин. Один из них почему-то начал цепляться к Евгению. Слово за слово – и они решили выйти «разобраться» на улицу. Там мужчина достал травматический пистолет и практически в упор расстрелял Евгения. Как результат – несколько переломов, многочисленные ушибы и ссадины.

В сентябре прошлого года изрядно пьяный петрозаводский предприниматель выстрелил в голову посетителю кафе, который никак не желал заводить беседу с нетрезвым мужчиной. В Лахденпохском же районе агрессивный житель Санкт-Петербурга и вовсе обстрелял из «травматики» дом местных жителей.

Как видите, далеко не всегда травматическое оружие используется в целях самозащиты. А «пневматика» – в спортивных интересах. И если для покупки травматического пистолета нужно иметь лицензию и разрешение, то стать обладателем пневматического ружья проще простого. Достаточно заглянуть на любой карельский Интернет-форум, где есть раздел купли-продажи. От разнообразия арсенала глаза разбегаются: тут вам и ружья, и пистолеты, и даже арбалеты весьма угрожающего вида, с острыми стрелами.

В газете частных объявлений ассортимент и того больше. Здесь без труда можно найти и пневматический пистолет – аналог «Макарова», и пистолет-автомат с «возможностью стрельбы очередью до 6 выстрелов», и многозарядный пистолет. Звоним по одному из таких объявлений. Молодой человек на другом конце провода заверяет: никакой лицензии для пистолета не нужно – у него самого при покупке спросили лишь паспорт.

Лицензия на кухонный нож

В карельской полиции только руками разводят: в Законе «Об оружии» четко прописано, для каких видов оружия нужны лицензия и разрешение, а какие можно купить просто так.

– Но то, что на ту же «пневматику» не нужно разрешение, не делает ее безопасной, – уточнили мы. – При желании или же по нелепой случайности ею вполне можно убить человека!

– Убить можно любым предметом, – объяснили нам в группе лицензирования МВД Карелии. – У нас, по статистике, большинство убийств совершаются кухонным ножом. Нельзя же на него теперь тоже лицензию ввести.

Тем не менее нас заверили: стать обладателем травматического оружия не так-то просто. Более того, сейчас человек, у которого раньше никогда не было оружия, вообще не сможет его приобрести. Дело в том, что по закону для получения лицензии на оружие необходимо пройти специальное обучение. Сейчас нигде в России таких курсов просто нет. Так что с 1 июля прошлого года, когда новый закон вступил в силу, лицензии на оружие у нас временно перестали выдавать.

– Если вы вдруг увидите объявление о продаже «травматики», то можете быть уверены, что ее владелец продаст свой пистолет только человеку с лицензией, – заверили нас в полиции. – Иначе это чревато проблемами с законом. Оружие нужно будет обязательно переоформить по месту регистрации. А раз в год мы проверяем всех стоящих у нас на учете владельцев оружия. И если оно вдруг исчезнет – сразу возникнут вопросы, кому его продали и при каких обстоятельствах. И за покупку, и за продажу оружия предусмотрена уголовная статья.

Что ж, хорошо, если так. Но почему бы не ужесточить требования и к владельцам других видов оружия? Чем не законодательная инициатива для наших депутатов! Конечно, впадать в крайности и требовать разрешения на кухонные ножи никто не просит. Но к той же «пневматике» однозначно стоит присмотреться. Ведь кто знает, какие мысли могут прийти в голову человеку, в руках у которого точная копия «Макарова»!