Политика Губернатор с изюминкой

Илона Радкевич
№32 (846) 08.08.2012

Александр Худилайнен продолжает знакомиться с республикой. Это была его 13-я поездка по районам, и мистическая цифра дала о себе знать. Во время визита в Суоярви глава остался без сопровождения мэра города. Буквально накануне приезда губернатора мэра Суоярви задержали за взятку прямо в центре города, на глазах у всего честного народа. На этом сюрпризы для губернатора не закончились.

Пятно на всю республику

Мэра Андрея Лапина задерживали в лучших традициях наших силовиков: с ОМОНом (люди насчитали больше десятка бойцов), масками и заламыванием рук. О том, что случилось с мэром, в делегации губернатора, казалось, обсуждали все. Но тихо. Между собой. Александр Худилайнен молчал. В какой-то момент показалось, что его забыли поставить в известность. И только вечером, на встрече с руководством района, главами поселений и депутатами, глава Карелии, попросив выключить камеры, прокомментировал:

– Вы все знаете, что случилось вчера у нас вами. Это пятно не только на Суоярвский район. Это пятно на всю Карелию. Я предупреждал, когда пришел, что с коррупцией будет жесточайшая борьба. Такая участь будет у каждого, кто хочет работать на собственный карман. Все, этого человека из моей жизни можно вычеркнуть.

По версии следствия, Андрей Лапин еще в прошлом году начал вымогать деньги у петрозаводского предпринимателя, которому приглянулась котельная в Суоярви. Коммерсант хотел взять ее в долгосрочную аренду. Но загвоздка была в том, что по закону объект нужно сначала выставить на торги. Лапин обещал предпринимателю покровительство и победу в этом мероприятии. По всей видимости, тот согласился. По данным силовиков, сумма взятки была 100 тысяч рублей, и отдавалась она частями. Задержали чиновника при получении последней части. Правда, как уверяет сам Андрей Лапин, он брал не взятку, а всего лишь в долг.

Как Гоголя зовут?

Свое путешествие в Суоярвский район Александр Худилайнен начал с детского дома в селе Вешкелица. К моменту приезда главы Карелии детей в детском доме перестало быть видно. Перед Александром Худилайненом посадили одного из воспитанников, который рассказал про недавнюю поездку с ребятами в туристический лагерь. Губернатор больше заинтересовался его учебой:

– Как у тебя с математикой?

– Да так, – неуверенно ответил мальчишка.

– А почему?

– Ну, у нас просто учителя меняются иногда.

Когда разговор закончился, губернатору показали, куда стоит двигаться дальше. Он мотнул головой, пропустил чиновников вперед, а сам неожиданно заглянул в медкабинет.

– Вы что здесь делаете? – опешил губернатор, увидев в кабинете воспитанников учреждения.

– Нас попросили подождать.

– Почему вы детей-то спрятали? – начал выяснять глава Карелии у сотрудников детского дома.

В ответ посыпались оправдания, что никто никого не прятал. Отстранив от разговора чиновников, Александр Худилайнен разговорился с семиклассницей:

– Что проходили весной?

– Толстого, Гоголя.

– Как Толстого зовут? Как Гоголя зовут?

Девочка немного замешкалась, а взрослые ринулись наперебой ей подсказывать. Худилайнен попросил не мешать.

– Сколько прыгаешь с места?

– 3.27 метра.

– С места три метра? – удивился губернатор. – Покажи.

Похоже, губернатору свойственно все проверять на практике.

136 коров – это позор

– Отчеты все научились писать. А я хочу лично пообщаться с людьми, – признался губернатор во время поездки. – Думаю, сегодня, помимо запланированных объектов, мы посетим и какие-то незапланированные места, о которых не знает ни глава муниципального образования, ни глава района. Это делается для того, чтобы фактически оценить, что же сегодня происходит в районе.

Александр Худилайнен заверил, что прекрасно видит, когда чиновники устраивают банальную показуху:

– Вот сегодня, когда мы походили по детскому дому, я же не пошел туда, куда меня повели. Я пошел туда, куда я захотел. И так будет везде. Я найду, куда зайти вне запланированного сценария, вне запланированного графика.

Он действительно ведет себя так, как мы не привыкли видеть. На заседаниях вслушивается в доклады и докапывается до каждой цифры. В поездках старается общаться исключительно с населением, постоянно отклоняется от предлагаемого ему чиновниками пути и хорошо готовится к своим визитам. В этой поездке удивил своим знанием сельской жизни. Долго расспрашивал фермеров про сорта и сбыт капусты, издалека определил породы коров, а на встрече с общественностью пообещал, что постарается сделать так, чтобы людям стало выгодно держать скотину.

– Я хочу одну изюминку сюда привнести, – признался губернатор. – Это мое ноу-хау, придуманное на прежнем месте работы. Вы же покупаете комбикорм? А если часть стоимости вам будет возвращаться, вы будете довольны этим? Будете больше кур, коз, коров держать?

– Да, – активно закивали в ответ.

– Вот, со следующего года мы это сделаем. Когда на весь район всего 136 коров – это позор.

Губернатор работает – рабочие спят

Попав в здание бывшей школы, реконструируемое под поликлинику при Суоярвской центральной районной больнице, Александр Худилайнен очень интересовался сроками сдачи объекта. Работы должны были закончиться еще в декабре прошлого года. Теперь не уверены, что успеют и к декабрю нынешнего. А это чревато последствиями: деньги, выделенные на реконструкцию, могут уйти обратно в федеральный бюджет.

– Я видел всего двух человек. Есть еще кто-то на работе? – обратился к подрядчику губернатор.

– 15 человек на объекте.

– А где еще?

– Рассредоточены по этажам.

– Хорошо. Пошли, посмотрим.

Идти не пришлось. Те двое, что все-таки были на рабочем месте, признались, что остальные обедают. Однако уже через пять минут выяснилось, что обед у молодых людей плавно перетек в сон. Вскоре они, сонные и невозмутимые, пришли показаться главе.

Александр Худилайнен отчитал руководителей района за то, что совершенно не следят за объектом, поручил подчиненным поработать над тем, чтобы ужесточить меры ответственности за нарушение сроков работ, а подрядчика предупредил: не успеет все сделать в срок, вообще работать больше не будет, найдут рычаги, не позволят.

Тепло будет

Проблем в Суоярвском районе много. Губернатору о них говорили бесконечным потоком.

Так, заговорили и о предстоящем отопительном сезоне. Предыдущий в районе шел тяжело.

– Может, меня, конечно, на новенького купил господин Иванов (директор картонной фабрики. – Прим.авт.), но он очень активно уговаривал отдать им теплоснабжение Суоярви целиком. Клялся, божился, что никаких срывов больше не будет. Я ему сказал, что меня можно обмануть один раз. Сегодня ситуация очень серьезная. Я прекрасно понимаю, чем чревата неподготовка к зиме.

Жителям Суоярви Александр Худилайнен терпеливо все объяснял, разъяснял и обещал, а у чиновников в ответ на жалобы поинтересовался:

– Вы вообще с этими вопросами куда-нибудь обращались? По мостам? По конкурсам? По доставке школьников? Очистным сооружениям? Или, пользуясь случаем приезда руководителя республики, начинаете валить все сюда?