Общество Профессиональная этика

Илона Радкевич
№36 (850) 05.09.2012

Этот разговор возник после появления в нашей газете статьи о том, как некоторые карельские адвокаты некорректно ведут себя по отношению к потерпевшим. Поводом была история молодого парнишки Кости Мацкевича, которого подсудимый, ударив по ошибке, сделал инвалидом. Адвокат злодея во время судебных заседаний настолько невежливо вел себя с потерпевшим, что государственный обвинитель была вынуждена сделать ему замечание. Однако откровенно издевательский тон остался. И, к сожалению, мы не впервые наблюдали подобное бестактное поведение в судебном процессе.

Кодекс

– Напрасно вы обобщаете, – говорит президент Адвокатской палаты Карелии Михаил Ямчитский. – В Карелии адвокатов более 200 человек, и подавляющее большинство из них руководствуются высокими профессиональными и нравственными стандартами. В случае, описанном в вашей газете, видно, что защитник достаточно профессионально выполнял свои обязанности.

Надо сказать, в профессионализме адвоката, чье поведение в судебном процессе нас так возмутило, мы и сами не сомневаемся. Ведь в результате судья прислушалась именно к его доводам. Однако то, как он добивался снижения размера компенсации пострадавшему, с человеческой (именно с человеческой, а не юридической!) точки зрения казалось недопустимым. Адвокат довел до слез мать потерпевшего. Он бился за каждую копейку. Особенно его возмутила просьба оплатить отдельную палату, в которой Костя Мацкевич лежал после тяжелейшей операции (трепанации черепа).

– Я не считаю, что мой подзащитный должен оплачивать дополнительный комфорт потерпевшего, – отмахнулся в суде защитник. Может, все это и профессионально, но некрасиво.

– Существует Кодекс профессиональной этики адвоката, – говорит Михаил Ямчитский. – Он предписывает адвокату определенные стандарты поведения. В частности, адвокат обязан занимать позицию, которая бы соответствовала позиции его подзащитного.

– Согласны, но разве не должен защитник следить за тем, чтобы его слова не обижали и не оскорбляли потерпевшего и его родственников? В случае с Мацкевичем мало того, что молодой красивый парень стал инвалидом, так он еще и был вынужден терпеть язвительность адвоката подсудимого.

– В Кодексе профессиональной этики адвоката прописана его обязанность быть вежливым, тактичным с другими участниками процесса.

Жалобы помогут

– Люди совершенно не защищены. И страшно, что речь идет о потерпевших. Если бы речь шла о подсудимых, негативные эмоции со стороны обвинения еще как-то можно было бы понять…

– Нет. Адвокат в любом случае не должен быть агрессивным. Адвокат – независимый советник по правовым вопросам. Он должен быть корректным вне зависимости от того, чьи интересы он представляет. Здесь вопрос внутренней культуры и воспитания. Но не нужно возлагать всю ответственность на адвоката. Адвокат ведет себя так, как ему позволяют. Есть замечательные судьи, у которых в процессе идеальный порядок, все ходят по струнке и выражаются так, как положено.

– Если такого порядка все же нет, как заставить адвоката выбирать слова и тон?

– Обратить внимание суда на то, что адвокат некорректно ведет себя в судебном заседании. Сделают ему замечание или нет, но это будет отражено в протоколе.

– А если не будет?

– После окончания судебного разбирательства имеется возможность, в том числе и у потерпевшего, ознакомиться с протоколом судебного заседания и принести на него замечание. После этого обратиться с жалобой в адвокатскую палату. Я допускаю, что не все адвокаты могут себя вести в нужных рамках. Но адвокатская палата имеет определенные механизмы воздействия на своих адвокатов.

По словам Михаила Ямчитского, если до 2002 года (до принятия закона об адвокатской деятельности. – Прим. авт.), в адвокатуру без проблем попадали люди, которым и близко к этой профессии нельзя подходить: многочисленные коллегии адвокатов брали в свои ряды кого угодно, то после 2002-го все изменилось. Адвокатская деятельность стала подконтрольной.

– В 2002 году была создана Адвокатская палата Республики Карелия, – поясняет Михаил Ямчитский. – У нас есть право рассматривать дисциплинарное производство в отношении адвокатов. Любая жалоба, поступившая в адвокатскую палату на действия адвоката, будет рассмотрена. Обращение доверителя, сообщение суда и представление управления юстиции являются обязательными поводами для возбуждения дисциплинарного производства. В остальных случаях все зависит от ситуации. Жалоба потерпевшего на некорректное поведение адвоката не является обязательным поводом для возбуждения дисциплинарного производства, но по этой жалобе все равно будет проведено разбирательство.

– Часто ли обращаются с жалобами на адвокатов?

– Жалоб у нас порядка 20-ти в год.

– Были ли жалобы на некорректное поведение адвокатов по отношению к потерпевшим?

– Такого я не припомню. Но если бы такая жалоба была, мы бы ее, безусловно, рассмотрели. Для меня престиж профессии – не пустой звук. Это, наверное, главное, для чего мы работаем. Мы стараемся объективно разбираться во всех ситуациях. В этом году в отношении одного из адвокатов, несмотря на то, что он довольно долго отработал, мы приняли решение о прекращении статуса. Это было очень неприятно для нас, но люди жаловались, и мы были вынуждены так поступить. У нас очень много адвокатов, на которых приятно смотреть, когда они работают. 99 процентов карельских адвокатов ведут себя достойно. А на остальных мы можем воздействовать. Я очень хочу, чтобы таких вещей (как в случае с Костей Мацкевичем. – Прим.авт.) не было, а для того чтобы их не было, люди должны проявлять активность.