Спорт и отдых Ирина Слуцкая: «Все может произойти – лед скользкий»

Анастасия Вайник
№42 (856) 17.10.2012

Удивительно, как маленькая Кондопога не лопнула от гордости, количества гостей и полиции аккурат в минувшее воскресенье, когда за один день трибуны Ледового дворца дважды заполнялись до отказа. Днем публика прочувствовала все прелести большого хоккея и имела счастье аплодировать самому Владиславу Третьяку, а вечером на лед вышли Артур Гачинский, Ирина Слуцкая и Евгений Плющенко, да еще и в присутствии легендарного тренера Алексея Мишина. А уж каких нервов стоил публике прыжок фигуриста-акробата Сергея Якименко через BMW прямо посреди ледовой арены… Он, кстати, так и не уверен, занесли ли этот трюк в Книгу рекордов Гиннесса.

Чего хочет Плющенко

Это было не шоу фигуристов в чистом виде – никакой тебе лирики или эксцентрики. В Кондопогу приехали действующие спортсмены, призеры и победители юниорских чемпионатов мира и этапов Гран-при, стремящиеся в этом сезоне завоевывать вершины уже взрослых чемпионатов. То есть это был прокат на публике программ, с которыми фигуристы будут пытаться завоевать медали на международных первенствах. Когда бы мы еще смогли увидеть настоящие спортивные программы?

Обкатали свои программы и два главных претендента на высшие награды в мировом мужском одиночном фигурном катании. Евгений Плющенко был ожидаемо великолепен, а его нынешний соперник, нет-нет да и наступающий «богу» на пятки (или коньки) Артур Гачинский, будто что-то доказывая, прыгал и прыгал «четвертные». Даже администратор шоу после его завершения по-хорошему так усмехнулся: «Да, что-то Артур сегодня распрыгался!..». А шутка ли – сезон начинается, на носу крупные соревнования и надо держать марку – хотя бы так, как на прошлом чемпионате Европы, когда судьбу золота и серебра решали только эти двое.

– Мы сюда приехали, преследуя две цели: во-первых, мы хотим пропагандировать фигурное катание и принести радость замечательным зрителям, которых мы здесь встретили, во-вторых, этот визит для нас очень важен как контрольный прокат перед ответственными стартами, – сказал в коротком интервью Алексей Мишин. – Одно дело ты катаешься для тети Маши и дяди Пети, а другое дело – для нескольких тысяч зрителей. Поэтому такие выступления для нас очень важны и дают почву для коррекции и уточнения программ.

– И Артур, и Евгений – ваши ученики. Как вы относитесь к их соперничеству?

– Дело в том, что одна из наиболее мощных движущих сил в любой сфере человеческой деятельности, а уж тем более в спорте, – конкуренция. Это вещь здоровая и разумная. Но еще нельзя говорить о прямой конкуренции Жени и Артура, потому что Женя уже признанный мастер, а Артур к этим высотам подбирается. Но, я думаю, их дружба и соперничество плодотворны. Некоторые журналисты (вы к ним не относитесь) стараются найти темные окраски в этом соперничестве, но на самом деле это светлая движущая сила нашего спорта.

– У Артура все еще впереди, а вот Евгений выиграл уже все, что можно было выиграть. Зачем соревноваться дальше?

– Перед Женей стоит очень большая задача – он хочет… Знаете, когда Юрий Власов поднял 500 килограммов – это было достижение, когда Валерий Брубель прыгнул на 2,28 – тоже достижение. Я думаю, тот путь, по которому сейчас идет Женя, – путь, открывающий не виденные прежде никем горизонты. К этому так и надо относиться, а не так, что он решил выиграть еще одну медаль.

Кстати, 3 ноября Евгению Плющенко стукнет 30 лет, о чем сказал ведущий, когда аплодисменты после выступления олимпийского чемпиона стали стихать, и тем самым вызвал новый шквал оваций. А он-то знает, когда и что нужно сказать – Плющенко как раз успел немного отдышаться, взял микрофон и прокомментировал: мол, 30 лет – ерунда, а вот то, что со дня на день он второй раз станет папой – это да! Ну вы понимаете, что за то время, пока ему аплодировали, он успел окончательно восстановить дыхание. Затем поблагодарил публику, похвалил ледовую арену и пообещал, что наше знакомство только начинается – он обязательно приедет сюда еще раз.

«Мы спортсмены, а значит – соперники»

Будем надеяться, что еще раз посетит Кондопогу и нынешний основной соперник Плющенко – Артур Гачинский. По крайней мере, наш лед ему пришелся по душе.

– Ледовый дворец замечательный, и лед очень хороший, и трибуны, и раздевалки – созданы прекрасные условия для того, чтобы здесь и тренироваться, и устраивать такие шоу.

– Сегодня здесь состоялся первый домашний хоккейный матч…

– Да, я видел. Событие, конечно! И это здорово, все здесь может получиться – главное, тренеров пригласить сюда, и будет возрождение, появятся новые лица в большом спорте.

– Артур, впереди спортивный сезон, вы будете выступать и на Европе, и на мире – не боитесь участвовать в таких шоу, ведь риск получить травму в начале сезона велик.

– Нет, это, наоборот, еще одна тренировка, еще один прогон программ перед публикой. Такие вещи очень нужны и важны, потому что чувства и ощущения совсем другие, нежели ты катаешься один на пустом катке.

– Не давит ли на вас авторитет Плющенко?

– Нет, не давит – на льду мы все, как один. У всех стремление и цель – хорошие программы и хорошее исполнение. И все мы спортсмены, а значит – соперники, и это абсолютно нормально.

Слуцкой нравится в Кондопоге

Безусловным фаворитом на льду был человек без коньков, но со скрипкой – давний друг теперь, наверное, уже большинства российских фигуристов, венгерский композитор и скрипач Эдвин Мартон. Играет он, конечно, виртуозно, только когда смотришь, как он стоит вот уже 30 минут на льду в ботиночках, хочется принести валеночки и тулупчик. И еще опасаешься, что фигуристы его все-таки собьют когда-нибудь…

Ну и, конечно, публика на ура принимала Ирину Слуцкую. Ведущий просто осыпал фигуристку комплиментами. Ирина, кстати, в этом году вернулась к соревнованиям и начала выступать на профессиональных турнирах. А в Кондопогу приехала во второй раз – говорит, ей понравилось здесь выступать. Правда, в этот раз лед был «хоккейный», а фигуристы это не очень любят.

– Ирина, вы – звезда мирового фигурного катания и не можете пожаловаться на отсутствие интереса к вашей персоне, зачем вы приезжаете в такие маленькие города?

– Как это зачем? Существуют турне, показательные выступления, поступают предложения – и мы приезжаем. Если это смысл нашей жизни, если мы это любим, дорожим этим и это наша профессия, то вопрос: «Зачем вы приезжаете?» немножко неуместен.

– Я почему спрашиваю – у вас сейчас начались выступления в профессиональном спорте, и это большие нагрузки, вы – спортивный обозреватель «Первого канала», в конце концов, вы – мама двоих детей. Когда все успеваете?

– Ну, в сутках 24 часа, поэтому успеваю. Грамотно все распределяю – и подготовку, и выступления, и соревнования, и работу в других профессиях.

– Какое будущее вы видите у российского фигурного катания в ближайшие два года? Вопрос, естественно, в преддверии Олимпиады в Сочи.

– Очень сложно делать какие-либо прогнозы, поскольку все спортсмены двигаются от соревнования к соревнованию, и порой кажется, что спортсмен вроде как не подготовлен, а к нужному соревнованию набирает форму. Поэтому делать прогнозы на несколько сезонов вперед невозможно. Сейчас начнутся этапы Гран-при и, я думаю, это расставит приоритеты.

– Евгений Плющенко решил вернуться в любительский спорт и попытаться выиграть еще одну Олимпиаду. Как вы к этому относитесь?

– Женя фактически никуда не уходил, поэтому если у него есть силы – вперед! Надо работать и выиграть.

– Ребята, которые сейчас выступают, не очень известны публике…

– Это в основном юниоры, призеры чемпионата мира и этапов Гран-при. То есть это те юниоры, которые при хорошем результате в этом сезоне уже начнут выступать на взрослом чемпионате Европы.

– Действительно ли психология может сыграть злую шутку и испортить выступление великолепно подготовленного спортсмена?

– Может, конечно. Все что хотите может испортить выступление. Стресс, не выспавшийся, уставший организм, какие-то события, порой, на первый взгляд, малозначимые – но спортсмен уже не будет в себе уверен и может банально ошибиться на самом простом прыжке, который должен был бы выполнить с легкостью. Все может произойти – лед скользкий.

– Самая обидная победа в карьере?

– Обидной победы не бывает. Если вы имеете в виду Олимпийские игры, то каждая медаль ценна, и иметь две олимпийские медали – это очень здорово.

– Никто с этим не спорит, но в 2002 году на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити всей стране казалось, что именно вы выиграли Олимпиаду…

– Я разве могу что-то поменять? Для меня важно, что я действительно достойно выступала, и я знаю, что каталась на первое место, а уж дали-не дали… ну что делать – раз судьи так распределили, значит, это для чего-то было нужно. Это в какой-то степени бизнес, и все мы это прекрасно понимаем. Буквально то же самое произошло сейчас в Японии на профессиональных соревнованиях. Я вышла с самой сложной программой и чисто ее откатала, но первое и второе места отдали девочкам, которые… одна ошибалась, а у второй набор элементов был намного проще, но я становлюсь третьей в силу, скажем так, бизнеса. Поэтому уже не надо расстраиваться. Я чиста перед собой в каждом выступлении, и на Олимпийских играх в том числе.

– Что вы можете посоветовать молодым фигуристам, которые только-только начинают чувствовать вкус побед?

– Только работа и терпение, работа и уверенность в себе. Здоровья, конечно же.

– Сегодня у нас было великое событие: в Карелии появилась своя профессиональная команда – ХК «ВМФ», и перед шоу фигуристов состоялся первый домашний матч Высшей хоккейной лиги России. Даже Владислав Третьяк приехал. Но немало и тех, кто относится к происходящему со скепсисом. Как вы считаете, возможно ли в одном отдельно взятом провинциальном городе, не имеющем традиций, «вырастить» большой хоккей?

– У вас для этого есть все условия – главное, чтобы в процессе участвовали профессионалы, чтобы было желание работать и заниматься. В таком случае – почему бы и нет? У вас потрясающий каток – можно тренироваться и радоваться каждый день.

– Лед вам нравится?

– Сейчас он больше хоккейный – сегодня здесь достаточно холодно, что фигуристы не приветствуют, поскольку, как видите, мы катаемся практически раздетые, мышцы стынут, очень сложно выгибаться и делать вращения. В прошлый раз было тепло и лед был помягче. Не секрет же, что фигурное катание и хоккей – две «враждующие» стороны, которым нужны совершенно разный лед, совершенно разные температурные условия на льду, поэтому очень сложно нам выступать после хоккеистов, а хоккеистам – играть после нас.

– Вы еще приедете в Кондопогу?

– Мне здесь нравится, поэтому если пригласите – приеду.