Спорт и отдых Главный архитектор Петрозаводска Владислав Куспак:

Анастасия Вайник
№46 (860) 14.11.2012

Высокого мужчину с непослушной шевелюрой я прежде встречала в городе и думала: ну точно – либо художник, либо архитектор. Есть у меня такая «забава» – рассматривать прохожих и предполагать, чем они занимаются, как живут. Редко, правда, удается проверить свои предположения, но в случае с этим мужчиной получилось: года полтора назад увидела его в новостях, где под «картинкой» было написано: «Главный архитектор Петрозаводска Владислав Куспак». А вот познакомились мы только сейчас.

Оказалось, Владислав Куспак не просто архитектор, а еще и реставратор, отработавший без малого 10 лет в «Росреставрации» и объездивший полстраны с реставрационными экспедициями. Ездили, кстати, вместе с женой (сначала будущей, а потом уже состоявшейся). Супруга – как вы понимаете, тоже архитектор – сейчас работает в Министерстве культуры, занимается охраной объектов культурного наследия. А их первая совместная экспедиция еще в студенчестве была на Кенозеро – туда летели самолетом до Архангельска и ехали дальше автобусом, а обратно добираться транспортом командировочных денег не хватило, и прошли будущие супруги старым пудожским трактом через леса 34 километра до самого Пудожа.

Может, с тех пор и появилась в этой семье тяга к путешествиям по малоизвестным, а порой затерянным уголкам республики и Северо-Запада? По крайней мере, именно так они любят проводить свободное время – садятся в любимый УАЗик (главный архитектор Петрозаводска не признает легковой транспорт – говорит, что это не его вариант) и едут куда-нибудь в глухомань рассматривать, расспрашивать, узнавать…

Архитектор – это стратег

– Почему архитектор?

– Наверное, у меня особого выбора не было, потому что отец всю жизнь посвятил архитектуре. Я пошел по его стопам – окончил архитектурный техникум, затем Московский архитектурный институт. В 1993 году вернулся в Петрозаводск и с тех пор работаю здесь. С 1998 года – в «Карелпроекте»: сначала архитектором, затем – руководителем группы, главным архитектором проектов, главным архитектором института, а почти два года назад перешел работать в администрацию.

– Для вас архитектор – художник или инженер?

– Скорее всего, стратег. Быть художником – значит, пытаться нарисовать, а потом притянуть к этому то, что необходимо, это всегда получается вариант решения с большой натяжкой. Поэтому сначала надо учесть все технологические нюансы и особенности функционального предназначения зданий, а потом уже придавать «характер».

– То есть вы все-таки технарь, а не Гауди?

– Видите ли, Гауди у нас рождаются достаточно редко, поэтому в основном архитекторы у нас проектируют, исходя из того, что мы имеем. С чего начинается проектирование? Определяется площадь застройки, задаются параметры, и только в рамках этого можно делать, скажем, висячие сады Семирамиды. Грубо говоря, ты должен быть художником в голове, но технарем в руках – вот так, наверное, правильно.

– Что вы построили в Петрозаводске?

– Здание Арбитражного суда, участвовал в реконструкции Губернаторского сада, занимался реставрацией Зала дворянского собрания, делал интерьеры в здании Верховного суда и в здании Дома «Кантеле», немного работал в Национальном театре, участвовал в создании принципиальной схемы развития Древлянки (восьмой и девятый микрорайоны). Остальные все работы – в районах республики, их достаточно много, в том числе чисто реставрационных по деервянному зодчеству. А из последних авторских проектов – пожалуй, здание вокзала в Сегеже.

– Вы как реставратор как относитесь к реставрации Преображенской церкви?

– Вопрос, конечно, очень давно обсуждаемый... Есть разная практика – допустим, в Японии после 300 лет объект разбирают и делают заново – это для них нормально. В Норвегии используют лифтинг. И то оборудование, которое нам привезли, действительно хорошо работает и во многом помогает – что касается небольших объектов, часовен, наверное, это логично. Но на таком объекте, как Преображенская церковь… Только время покажет, что мы получим. Я бы все-таки склонялся больше к методике реальной переборки, которая выполнялась традиционными методами.

Хорошо и плохо

– В облике Петрозаводска вы хотели бы что-то поменять?

– Есть, конечно, здания, которые не красят наш город. «Тетрис», например – облик этого здания, прямо скажем, далек от совершенства. Или «ЦУМ» – здание, которое не вписалось в общий комплекс проспекта Ленина, и сегодня мы ведем разговор о том, чтобы попытаться его реконструировать.

– Я понимаю, что вас замучили этими вопросами, но, тем не менее, как вы относитесь к открывшемуся торговому центру «Макси»?

– Там все же выдержали высоту – и это уже хорошо. Да, он растекся по кварталу, можно было бы поработать еще по архитектуре, но не могу сказать, что это здание глобально испортило облик города. Думаю, такое воплощение Генплана строительства Петрозаводска не самое плохое.

– А в Генплане именно на этом месте должен был быть торговый центр?

– Этот пустырь 15 лет ждал своей застройки, и все это время в Генплане было конкретно обозначено: киноконцертный зал, торговый центр. Так же, как и высотка на берегу Онежского озера – нынешний отель «Онего палас» – прошла два Генплана. Насколько она хороша получилась? Наверное, если говорить об архитектуре, то я это решение не до конца воспринимаю, мне оно не очень нравится – это вообще привнесенная архитектура, мы по-другому рисуем и по-другому делаем. Здание по высоте не дотянуто – было бы повыше, было бы интереснее.

– Какие-то достойные архитектурные решения сейчас есть в Петрозаводске?

– Конечно, есть хорошие примеры – набережная Варкауса, например. Пусть там архитектура броская, яркая и в чем-то спорная, но, по крайней мере, там четко видна работа архитектора и видно, что это не халтура. Из того, что делается сейчас – например, гостиница «Питер», что возводится на площади Гагарина, она хорошо вписывается в площадь, не становится акцентом. Еще здание, которое выстроено на месте бывшего Дома крестьянина – такой неоконструктивизм, но, на мой взгляд, оно стоит на месте и хорошо тем, что не загородило полностью парк. Это удачное архитектурное решение.

– Левашовский бульвар застроят высоченными зданиями?

– Сейчас в работе проект по Левашовскому бульвару, который будет выполнять компания из Санкт-Петербурга. В проекте – снос старых деревьев (порядка 90), освещение, обустройство дорожек, устройство ограждений, установка лавочек, информационных щитов, рекультивация почвы и подъем бульвара в некоторых местах. Ничего другого с Левашовским бульваром, начиная от Онежской набережной и заканчивая улицей Красной, не произойдет. А вот территория между улицами Еремеева, Малой Слободской, Кирова и Кубышева будет застраиваться. Но опять же есть определенные параметры застройки по плотности и по высотности – все они будут выдержаны. Кстати говоря, недавно все стали волноваться, что застроят Онежскую набережную, и даже проходили общественные слушания на этот счет. Могу сказать, что администрация Петрозаводска издала постановление – семилетний мораторий на застройку Онежской набережной и набережной Варкауса.

Мечта

– Есть ли архитекторы, которыми вы восхищаетесь?

– Хундертвассер (австрийский архитектор и живописец, создатель оригинальных зданий в естественном, экологичном, биоморфном стиле. – Прим. авт.). Его можно назвать шутником от архитектуры, он всегда идет с продвинутыми идеями, это немножко эпатирующая архитектура, с какими-то своеобразными и навороченными архитектурными решениями – он позволяет себе немножко посмеяться над всеми. Мне кажется, что никогда не надо забывать, что в нашей профессии есть не только сухость и скупость расчетов.

– Вам самому не хотелось бы похулиганить в профессии?

– Конечно, хотелось бы, есть архитектурные шутки, и мы пытались их воплотить, но все же архитектура – это вещь, которая делается не на один день, поэтому чаще всего шутки остаются на бумаге.

– А что бы вы хотели построить? Ваша архитекторская мечта?

– Я думаю, это должно быть похоже на то, что делал в свое время Ллойд Райт – «Дом над водопадом». Это дом в природе, дом, который из нее произрастает, нисколько ей не мешая, а пытаясь сохранить, – в Карелии могли бы быть такие интересные решения. Это был бы совсем не небоскреб, а дом, открытый в природу, из натуральных материалов – поскольку я «деревянщик» в душе, то, скорее всего, именно из дерева. Вот что-то такое, да.

– Свободное время как проводите?

– Каждую неделю стараюсь выбраться в баню – это уже стало необходимостью. Любим путешествовать с супругой по Ленобласти, по Карелии. Чем старше становишься, тем интереснее переплетение судеб – что и как происходило, кто как строил, почему именно так, какие люди жили, что менялось с приходом разных людей.

– С женой спорите по поводу каких-нибудь решений по работе?

– Обязательно, тут у нас совпадение мнений бывает крайне редко. Жена считает, что я вообще ушел от своей основной работы.

– А какие еще увлечения у главного архитектора города? Литература, музыка?

– Не могу сказать, что книгу из рук не выпускаю, но читать люблю, в юности увлекался зарубежной литературой – Бёлль, Гессе, всех японцев перечитал. А из музыки люблю рок. ДДТ, «Аквариум» – любимые группы. В очередное раз был на концерте БГ в Петрозаводске не так давно. Кстати, как-то со временем немножко изменилось отношение. Прежде у меня был любимый Юрий Юлианыч, а Гребенщиков с его идеями, философиями казался эдаким выпендрежным товарищем. А в последнее время, может быть, он сдвинулся как-то, много мыслей умных в голове возникает, есть у него шутки хорошие, то есть он для меня стал приблизительно как Хундертвассер в архитектуре. В общем, он стал мне ближе. А еще я люблю внедорожный транспорт. Я – УАЗопатриот (УАЗовод). Каждому свое, конечно, но легковой автомобиль не для меня.

– То есть скоро мы сможем увидеть вас среди участников какого-нибудь трофи?

– Нет, там надо серьезно готовить технику… По-честному, конечно, хотел бы, но возможностей пока нет. Надо иметь машину именно для соревнований, после соревнований ее обычно всю перебирают заново, а у меня на это сейчас нет ни времени, ни средств.

– Дома есть какие-то животные?

– Да, маленькая собачка и большая кошка.

– Маленькая собачка – это такая, что под мышкой носят?

– Да, что-то типа того, – говорит Владислав Куспак и ищет в телефоне фото своего питомца. В итоге демонстрирует немецкую догиню весом килограммов под 80. А кошка, как и положено всем правильным кошкам, пришла в семью сама и уходить не захотела. Долго выясняла отношения с собакой, но все же осталась.

– Владислав Николаевич, вы зачем пришли в администрацию на должность главного архитектора города? Ну вот по-честному.

– Как это ни странно – для того чтобы сделать что-то конкретное и попытаться что-то изменить в городе к лучшему.