Экономика ИKEA уходит из Карелии

Губерния
№8 (926) 19.02.2014

Шведский концерн IKEA  решил закрыть лесопильный завод концерна Swedwood в Костомукше и перенести мебельное производство в Ленинградскую область.

Как сказано в официальном пресс-релизе шведского концерна,  компания проводит реструктуризацию промышленного подразделения  и повышает производственные мощности в России. Сейчас ИКЕА оптимизирует процесс изготовления мебельных компонентов из цельной древесины и переносит производство из «Сведвуд Карелия» в «Сведвуд Тихвин». Концентрация производства продукции в Тихвине позволит ИКЕА сформировать более эффективную систему снабжения. Сотрудники фабрики в Костомукше проинформированы о принятии этого решения. Сократить производство в Костомукше руководство компании планирует в течение двух месяцев. Сейчас на предприятии трудятся примерно 130 рабочих и 20 человек персонала. Им будет выплачена компенсация в размере восьми месячных окладов.

– Мы окажем поддержку всем сотрудникам «Сведвуд Карелия»: каждый из них получит социальный пакет, предлагающий различные варианты помощи вплоть до возможности трудоустройства в Тихвине. Перенос производства в Тихвин поможет нам работать более эффективно, продолжая поддерживать долгосрочное устойчивое развитие в России, – уверяет Роберт Манн, генеральный директор предприятий «Сведвуд Карелия» и «Сведвуд Тихвин».

После переноса производства в Тихвин ИКЕА откажется от лесопильного завода в Карелии. Сейчас компания подыскивает для него покупателя. Зато в планах у концерна – строительство новой мебельной фабрики в Новгородской области. Кому-то повезло больше, чем нам.

Как сказано на официальном сайте правительства, губернатор Карелии разочарован действиями шведской компании. А министр труда Иван Скрынников отмечает, что служба занятости еще не получала уведомления о сокращении работников предприятия, однако они сделают все, чтобы их трудовые права были соблюдены.

Руководитель межрегиональной общественной природоохранной организации «СПОК» Александр Марковский считает, что причин сворачивания шведами бизнеса в Карелии четыре. Первая из них – это истощение лесосырьевой базы, что подтверждает отсутствие других арендаторов леса на севере республики.

– Сорок процентов карельских лесов находятся вне аренды, – подчеркнул руководитель СПОК. –  Swedwood так и не смог стать прибыльным в доступных истощенных лесах Севера.

Александр Марковский обратил также внимание на несовершенство и хаотичность федерального лесного законодательства в целом.

– Как частный пример – изменение (уменьшение) расчета пользования у «Сведвуд Карелия» в последние несколько лет на 20-30%. Еще одной причиной является то обстоятельство, что республиканское правительство так и не передало ИKEA вторичные леса для интенсификации лесопользования в Средней и Южной Карелии, но при этом сохраняет договорные отношения с неэффективными лесопользователями, имеющими долги перед государством по несколько десятков миллионов рублей, как, например, «Запкареллес» или Кондопожский ЛПХ. Наконец, четвертой причиной я считаю отсутствие на уровне Карелии резервирования ценных лесов и нерешенность вопросов с передачей их в аренду, что в итоге привело к конфликту ИKEA с природоохранной общественностью, – сказал руководитель СПОК.