Общество Назад дорога есть

Александр Фукс
№8 (926) 19.02.2014

Хоккейные судьи не засчитали гол Тютина. Счет был 2:2, игра заканчивалась, и тут Тютин бахнул. От самой синей линии. Шайба прошила пространство, врезалась во что-то твердое и отлетела обратно. Раньше бы бедным людям в полосочку пришлось гадать, предполагать и бросать жребий. Но вот уже несколько лет, как в хоккее арбитрам разрешили пользоваться видеоповторами. В спорных ситуациях специальный судья просматривает эпизод со всех камер и сообщает главному, был гол или гола не было. Так что главный рефери переговорил с коллегой, узнал, что шайба побывала в воротах, и… не засчитал ее.

Все российские болельщики схватились за валидол. Некоторые попутно схватились за пистолет. А кое-кто наверняка выкинул в окно телевизор и убил голубя. Но вскоре нам объяснили, что, увы, все было по правилам. Незадолго до броска Тютина американский вратарь задел штангу своих ворот, и они чуток покосились. Сам великий Третьяк с сожалением разводил потом руками и говорил, что полчаса рассматривал повторы и пришел к выводу, что придраться здесь не к чему. Ворота были сдвинуты, а голы в сдвинутые ворота не засчитываются. Таковы правила хоккея. К этому не утешительному для болельщиков выводу пришли все специалисты. И тут на канале «Россия 1» появился телеведущий Дмитрий Киселев. Он появился и дыхнул из экрана чем-то таким суровым да дремучим, что меня аж заколдобило. Буквально как старика Ромуальдыча. А страшнее всего в этой дремучести было то, что звучала она сегодня опять очень современно.

Итак, что же говорил популярный телеведущий? А говорил, по сути, что во всем виновата агрессивная внешняя политика окаянных Соединенных Штатов Америки. Он загибал свои пальцы и объяснял, что мы играли против США, что один из арбитров был американец, а значит, все это часть большого политического заговора. Телеканал NBC заплатил 2 миллиарда за трансляции с Олимпиады.

– Не для того же они платили деньги, чтобы показывать свои поражения, – поражал логикой Киселев.

Ну да. Мы-то заплатили за Олимпиаду 50 миллиардов для того, чтобы показывать все, как есть. Потому что мы честные и благородные. А американцы – бессовестные, бесстыжие и наглые. У них вся политика такая. Они диктуют миру свою волю… И спорт вдруг опять, как сорок лет назад, превратился в какую-то мутную бурду. И пофиг, что судья, просматривающий видеоповторы, был не американец, а канадец. Ерунда, что, по правилам, голы в сдвинутые ворота засчитывать нельзя. Не интересно, что считают Третьяк, Буре или инспектор матча Комиссаров. Не важно, в конце концов, что сборная России не может в основное время выиграть даже у проигрывающих всем словаков. Ведущий государственного российского канала в самое рейтинговое время уперто убеждает население страны, что враг не дремлет. Что он окружил нас. Что мы должны дать отпор. И уже на следующий день у ворот американского посольства в Москве собрались русичи с плакатами «Судью на мыло».

Когда-то, кажется, осенью 1982 года, когда мне только-только исполнилось 17 лет, я смеха ради написал стишок про освещение спорта в СССР. Что-то вроде:

Ой, смотри на супостата,

Представитель блока НАТО

Под личиною подката

Сбил спортсмена соцстраны…

Или если про арбитра,

Мол, свистит, вражина, хитро,

Ввергнуть хочет паразит нас

В бездну ядерной войны…

Но я так надеялся, что мы ушли от этого. А вот и нет. Как ушли, так и вернулись. Здравствуйте.