Экономика Отключений не было?

Илона Радкевич
№9 (927) 26.02.2014

Перебои с газом в Петрозаводске начались несколько месяцев назад. Многочисленные обращения граждан в не менее многочисленные инстанции результатов не принесли. Ситуация не меняется. И только недавно стало понятно, почему. Оказывается, в Карелгазе уверены: никаких перебоев с газоснабжением нет!

Плохое горение

Депутаты Законодательного собрания Карелии, уставшие от бесконечных жалоб своих избирателей, решили разобраться, откуда в республике проблемы с газоснабжением и когда они закончатся. Представитель Карелгаза на рабочее совещание пришел и довольно оптимистично оттарабанил информацию о работе предприятия, которое якобы каждую заработанную копеечку и все выделенные из бюджета субсидии до рубля тратит на покупку газа для населения. Среди посторонних трат – только обновление автопарка, без которого было бы просто невозможно работать.

– Да вы там вообще не работаете, – высказала газовщикам накопившиеся претензии председатель общественной организации «Объединение ТСЖ и ЖСК Петрозаводска» Регина Притчина. – Мы в центре города живем только на газе. Там нет электрических плит. Мы сидим постоянно без газа. И в декабре сидели, и весь январь сидели без газа, и сейчас в феврале сидим. Неужели вам 66 рублей и 23 копеек за куб газа мало? Это слишком дорогой газ. А мы за него платим вам.

Казалось бы, проблема очевидна. Но у Карелгаза свое видение ситуации. Оказывается, на предприятии уверены, что, начиная с осени и по сегодняшний день, газ в Петрозаводске не отключали ни разу.

– Отключений не было. Было плохое горение, – уточнил заместитель директора ОАО «Карелгаз» Сергей Данилов.

Слова о том, что плохое горение, которого недостаточно даже для того, чтобы согреть чайник, люди воспринимают именно как отсутствие голубого топлива, на газовщика не подействовали. Не было отключений, и все тут! А горит газ, по словам Сергея Данилова, плохо потому, что предприятию «немного не хватает денег» на его закупку. Предприятие «Карелгаз» уже обратилось в «Газпром газораспределение» за кредитом в 20 миллионов рублей.

Кто-то кому-то не платит

По словам Сергея Данилова, одна из причин финансовой нестабильности Карелгаза – огромная дебиторская задолженность управляющих компаний. На сегодняшний день она составляет 33 миллиона 800 тысяч рублей, причем 8 миллионов 300 тысяч из них – это задолженность предприятий-банкротов.

Депутаты долго не могли понять, откуда эта задолженность берется:

– Там у вас разногласия какие-то? Они отказываются платить?

– Они просто не платят, – монотонно отвечал Данилов.

– Это физические лица?

– Нет. Это управляющие компании.

Не окажись на совещании самих «должников», аргумент мог бы быть и засчитан.

– Представитель Карелгаза внес некорректную информацию, – парировала Серею Данилову представительница одной из управляющих компаний. – Потребители сами непосредственно расплачиваются с Карелгазом. То, что потребитель оплатил за услуги, все перечисляется непосредственно исполнителю – Карелгазу. У управляющей организации перед Карелгазом долгов нет.

– Я что, придумал эту дебиторскую задолженность? – начал было пререкаться Сергей Данилов. Однако его быстро остановили:

– Ни один судебный процесс по взысканию убытков Карелгаз не выиграл. Все суды проиграны.

Траты предприятия

– Газ не закончился. Газ есть. Но он позволяет поддерживать горение только на том уровне, который есть, это 14 процентов. Для того чтобы нам поднять уровень, необходимы дополнительные закупки газа, – распинался Сергей Данилов..

То, что Карелгаз сейчас нуждается в деньгах – это понятно. Однако народные избранники так и не смогли добиться от заместителя директора предприятия ответа на вопрос: что ему и его коллегам мешало спрогнозировать проблемы и обратиться за кредитом раньше? Так же, как не смогли узнать и то, под какие проценты Карелгаз берет кредиты. Зато с горем пополам выяснили, куда предприятием были потрачены 2 миллиона рублей: на новый джип для руководителя.

– Это при том, что прежний автомобиль был достаточно неплохой, – заметили депутаты.

– В отношении достаточного плохого или нет… Когда едешь по северным районам… – хотел объяснить Данилов, но тут же услышал в ответ:

– Да ваш директор к нам-то не ходит! А уж в северные районы он в жизнь не выезжал.

Ответы на вопросы, которые касались цифр, вообще вызывали у представителя Карелгаза сильное затруднение. Когда же он не смог назвать даже примерную сумму, собираемую предприятием с населения, депутатские нервы не выдержали:

– Вы, конечно, акционерное общество, но мы сейчас подготовим запрос и попросим вас рассказать обо всем. И о том, сколько вы собираете в течение года по разным районам и городам с населения, какие у вас дотации из бюджета, какие есть непрофильные активы, какие в течение последних двух лет были непрофильные или профильные покупки и каков уровень зарплат топ-менеджеров.

Кто-то может не дожить

– Причины перебоев гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, – отмечает заместитель министра строительства, ЖКХ и энергетики Виктор Дроздов. – Мы много говорим о переводе республики на природный газ, но это вроде бы благое дело приводит к тому, что деятельность Карелгаза становится все более проблемной. За последние три года объем реализации сжиженного газа на территории Карелии сократился на 26 процентов. Только по Петрозаводску почти на 300 уменьшилось количество домов, которые обслуживаются Карелгазом. Затраты же Карелгаза на то, чтобы предоставлять услугу потребителям, остались примерно на том же уровне.

И люди, и депутаты это прекрасно понимают, только от этого понимания легче никому не становится.

– Нам поступают жалобы, и они имеют под собой все основания, – поясняют народные избранники. – Почему человек, который живет в доме с природным газом, платит 400 рублей, а тот, кто живет в доме со сжиженным газом, платит за те же самые услуги 3500 рублей?

И ситуация будет только усугубляться.

– Получается: чем меньше домов будет оставаться на сжиженном газе, тем больше мы будем за него платить, – с горечью констатировали представители общественности. – А нельзя провести природный газ одновременно во всех районах?

– Если бы были деньги, то мы в ближайшие год-два постарались бы эти вопросы завершить, – говорит Виктор Дроздов. – Но, к сожалению, ни бюджет города Петрозаводска, ни бюджет республики не позволяют нам ни единовременно, ни в ближайшие год-два выделить достаточное количество средств для того, чтобы это было сделано.

Значит, придется ждать. Сколько? Этого сейчас точно не скажет никто. Цифры постоянно меняются. Изначально перевести всю республику на природный газ планировали к 2015 году, потом – к 2017-му, а сейчас уже говорят о 2020-м.

– А кто-то ведь до этого и не доживет, – заметили петрозаводчане.