Спорт и отдых Откровения танцовщицы

Губерния
№16 (934) 16.04.2014

24-летняя Надежда Шумихина – одна из ведущих солисток «Маюри». Родилась в Петрозаводске, окончила первый лицей и музыкальное училище по классу скрипки. Сейчас учится в Академии госслужбы на юридическом факультете. Работала в музыкальной школе, потом в нотариальной конторе, а теперь преподает йогу. И танцует. «Карельская Губернiя» вывела Надежду на откровенный разговор – о жизни в «секте», красивых нарядах и мужчинах с перспективой.

-В «Маюри» я уже 15 лет. Пришла в пятом классе, случайно. Я даже не думала, что люблю танцевать. Мама привела. Я была замкнутой девочкой и в течение года ни с кем не общалась из группы. Порой хотелось сбежать, но меня поразила учительница. Ее рассказы об Индии, о философии и культуре этой страны заворожили меня.

К огда я пришла в «Маюри», то не была фанаткой индийского кино и музыки. Это пришло потом. Музыка теперь нравится очень. Она многогранна. В индийской музыке царит система импровизаций. Она красива и замечательно отражает человеческие эмоции и чувства. В Индии особенное отношение к музыке. Музыкант садится за инструмент и делает поклон. Там немало красивых музыкальных легенд, например, о том, как известный певец своим голосом растопил мрамор. Мне это отношение передалось. Я воспринимаю музыку как нечто сверхчеловеческое.

В кинематографе любой страны хватает неудачных фильмов, но в индийском их, наверное, больше всего. Когда люди узнают, чем я занимаюсь, они часто вспоминают «Танцор диско». Я этот фильм не люблю. Болливуд делает в день по фильму, и трудно говорить о качестве. Порой раздражают наивный индийский юмор, чрезмерные драки. Тем не менее есть и очень хорошие индийские фильмы. Их немного, но они по-настоящему цепляют. Из недавнего – фильм «Звездочки на земле», права на него выкупил «Дисней».

Один из самых популярных слухов о «Маюри» – будто бы это секта. В программу обучения входят индийские мифы и легенды, это важная часть культуры. Классические индийские танцы на них основаны. Но когда дети приходят домой и начинают рассказывать: «Мам, мы сегодня читали про Вишну, а еще нам рассказывали про Лакшми», – у родителей, случается, волосы дыбом становятся. Ко мне приходили возмущенные: «Что вы моему ребенку втираете?!» Я спрашиваю в ответ: «А изучение древнегреческих мифов – тоже признак секты?»

В коллективе девочки не пьют, не курят, читают книги – это же так подозрительно! Наш руководитель всегда говорила: «Я не хочу, чтобы мои танцоры думали ногами», и с нами занимались музыкой, пением, рисованием. Благодаря этим занятиям я полюбила классическую русскую литературу. Но окружающие продолжают искать подвох, считают: что-то в «Маюри» не так. Даже хорошо образованные люди верят слухам – до общения с нами считают нас чуть ли не помешанными. В какой-то степени мы действительно фанатичны. Думаю, немногие бы стали заниматься делом, вкладывать в него столько, сколько вкладываем мы. Зато благодаря этому уровень коллектива растет и нас признают. Причем такое впечатление, что за границей нас ценят даже больше, чем дома.

Люди удивляются, почему все девушки в «Маюри» такие красивые. На эту тему Вера Ивановна (Евграфова, руководитель ансамбля. – Прим. ред.) говорит: в коллектив приходят обычные девочки, но погружение в индийскую культуру добавляет им некий колорит. Часто замечают, что я очень похожа на индианку. Но у меня нет восточных корней, я родилась в Петрозаводске! Когда постоянно показываешь людям нечто прекрасное, это оседает на тебе, проявляется внутренняя красота.

Один из самых сложных образов, над которым я работала – это образ змеи. Мне танец змеи дался очень непросто, потому что я – жизнерадостная, веселая девушка, а нужно было доставать из себя что-то жесткое, холодное, злое. В танце змея говорит заклинателю: «Ты мой враг, я твой враг». Помню, как папа пришел на концерт и был в шоке. Растерянный, он шел на сцену с букетом цветов и переспрашивал: «Это точно моя дочь?» Настолько вжилась в роль, что папа даже не узнал меня.

Мужские роли очень интересны. Помню, как я ходила за парнями и пыталась скопировать их походку. Когда ты работаешь над женскими ролями, то очень ограничена. Нужно делать все изящно, ножку держать. А мужские роли дали полную свободу. Можно быть неуклюжим, можно не тянуть носочек. Было сложно – ты ведь раньше столько лет оттачивала движения, а тут вдруг надо от всего этого отказаться. Но получилось. Доходило до комичного. Мы как-то выступали в «Северном», и после выступления нас атаковала толпа фанаток, мечтавших познакомиться с «парнями»-танцорами.

Конечно, мне нравится наряжаться. Когда я была маленькой, прямо ощущала энергетику, исходящую от красивых костюмов. В «Маюри» очень много нарядов: 250 – 300. Можно делать выставку: все разные и необычные. Есть закрытые (классический северный стиль подразумевает и длинные брюки, и закрытое платье), есть более открытые, с оголенным животом. У нас некоторым девочкам восточного происхождения даже запрещали заниматься из-за таких открытых костюмов. Но заданности показать тело нет. Все зависит от танца.

Мы очень бережно относимся к костюмам, потому что делаем их сами. Дизайн разрабатывает Вера Ивановна. Но костюм надо не только сшить, но и расшить. Берешь и по одной блесточке украшаешь наряд. Огромный труд. Случалось, перед концертом мы сидели ночи напролет, чтобы все успеть. В некоторых коллективах костюмы не берегут, у нас же они все в хорошем состоянии. Видимо, потому что мы знаем, сколько сил вложено в эти наряды.

Наши танцы привлекают не откровенностью, а энергетикой. Конечно, танцы транслируют и сексуальную энергию, страсть. Однако, когда я танцую, у меня и мысли нет постараться обратить на себя внимание какого-то мужчины. Хочется при помощи искусства просто вывести людей из обыденного состояния. Я редко сталкиваюсь после выступления с назойливым мужским вниманием. Бывали, конечно, случаи, но если мне что не нравится, я корректно даю это понять. До неприятных ситуаций не доходило. Мне кажется, что люди, увидев наши танцы, понимают уровень и чувствуют особую энергетику, не ту, что в каком-либо клубе. Поэтому и мысли не возникает «клеить» нас.

Однажды нас пригласили в Индию выступать на свадьбе. Русские, танцующие индийские танцы, – это экзотика! Нас заметили благодаря YouTube. Свадьба длилась много дней. Только мы застали пять. Обряды, песни, танцы. Ощущение, что попала в сказку, в другой мир. Вообще, Индия – парадоксальная страна. Там слишком сильно заметен социальный перепад. Идешь и видишь, как человек живет в коробке, а чуть дальше начинаются владения богача, у которого столько денег, что девать их некуда. При этом все люди очень жизнерадостные, открытые. Даже когда на улице плюс сорок шесть, а ты в переполненном автобусе без кондиционера.

В Индии очень трепетное отношение к «белым леди». У нас пять девушек из коллектива вышли замуж за индийцев. Познакомились по Интернету с современными интересными ребятами, долго общались, ездили друг к другу в гости. Теперь живут в Дели, устроились на работу в культурном центре, постоянно общаются. Детишки дружат. Одна семья, правда, уже перебралась в Финляндию, еще две туда собираются.

У меня пока нет семьи. Может, мне и повезло – есть возможность полностью посвятить себя танцам. Пока не встретился мой человек. Я не могу быть с кем-то только ради того, чтобы быть с кем-то. Мне нужен интересный мужчина, читающий, непьющий и некурящий. Он должен вести здоровый образ жизни, ведь это залог здоровья моих будущих детей. Мне не нужен богатый «принц». Для меня это неважно. Важно другое: чтобы у человека были перспективы. Он должен быть сильным внутренне, чтобы идти в своей цели. А большинство моих сверстников не знают, чего хотят. Это меня расстраивает. Если у человека есть мечта, дело, которое нравится, он развивается. А люди, жалующиеся на обстоятельства, плохое государство, мне не интересны. Им не хватает веры в себя.

Многие считают: работа есть работа, нужно туда ходить, даже если не нравится, – ради денег. Я же хочу зарабатывать тем, что мне нравится. Работая в нотариальной конторе, поняла, что не могу там всю жизнь провести. И я стала инструктором по йоге. Много читала, долго училась. В результате все произошло как бы само собой. Растет круг учеников. У меня ощущение, что моя жизнь многогранна, и мне нравятся все ее стороны.

В Карелии к «Маюри» привыкли и поэтому, возможно, недооценивают. В Америке же мы выступали на публике в 10 тысяч человек. Борис Гребенщиков написал, что потрясен нашим выступлением: «Сердце Индии в северном краю – это истинное чудо». Впрочем, это дело важно, прежде всего, для нас самих. Такое вот «профессиональное хобби». Мне хочется развивать «Маюри». Но как все сложится, я не знаю. Как говорится, хотите насмешить Бога – расскажите ему о своих планах.

P.S. Хотите лично увидеть красавицу Надежду, приходите 20 апреля в 18:00 на концерт «Маюри»

в ДК «Машиностроитель».