Тема номера «Ротик свой прикройте»

Александр Фукс
№20 (938) 14.05.2014

Не так давно в Интернете появилось видео, из которого складывается впечатление, что сотрудники петрозаводской ГИБДД избивают человека, осмелившегося снимать их работу на телефон. Автором и одновременно героем этого видео был 23-летний Никита Костяков. Юноша говорит, что не хочет оставлять бесчинства карельских полицейских безнаказанными. Давайте попробуем разобраться, что же все-таки произошло.

Претензии

В ГИБДД Карелии ситуацию преподносят так: молодой человек не подчинился законным требованиям сотрудников полиции, и они надели на него наручники. Никаких особых травм при этом не нанесли, за исключением разве что небольшой ссадины на губе (что, видимо, является вполне обычной травмой при надевании наручников). А вот Костяков, сопротивляясь, укусил инспектора ГИБДД за плечо. В объяснении полицейских также подчеркивается, что задержанный вел себя не совсем адекватно: накануне гонял по городу быстрее 100 километров в час, дважды был остановлен нарядом ДПС, вечером звонил в полицию и грозил покончить с собой и, вообще, за последние три года нарушал Правила дорожного движения 39 раз. А еще в его анализах обнаружены следы марихуаны. Иными словами, дается понять, что, по большому счету, так ему и надо.

А теперь послушаем самого Никиту Костякова. Накануне, 30 апреля, его действительно дважды останавливал один и тот же наряд ДПС. В первый раз – за превышение скорости, во второй – за то, что, по мнению полицейских, пассажир на заднем сиденье не был пристегнут. Оба раза Никита не соглашался с сотрудниками ГИБДД и требовал объяснений с ответственным по батальону. Оба раза на место приезжал один и тот же майор, но, как видится Костякову, всерьез разобраться не желал.

– Я пытался объяснить, что на фотографиях системы «Визир» не видны ни номера, ни даже цвет превышающей скорость машины, – говорит Никита. – А потому меня вполне могут наказать за чью-то чужую вину. Но майор мне на это ответил лишь: «Ротик свой прикройте». Эта фраза записана на моем видеорегистраторе. Я признаю, что был на взводе, но, по-моему, офицер полиции все равно не имеет права так разговаривать с людьми.

Что до второго случая, то Костяков не понимает, как инспекторы ДПС в 2.30 ночи смогли разглядеть, пристегнут человек на заднем сиденье или нет. Как бы то ни было, полицейские составили протокол, вернули его через окошко водителю, пожелали ему счастливого пути и отпустили с миром. И только спустя некоторое время Никита обнаружил, что ему не вернули права и регистрацию на машину.

– Я был очень расстроен, – объясняет Костяков, – два раза за один день меня остановил наряд ДПС. В таком состоянии я просто не обратил внимания на то, что мне не вернули документы. Но полицейские-то обязаны были их вернуть.

Теперь Никите предстояло отправиться в ГИБДД за документами. Это бы и ничего, но ситуация усугублялась тем, что Костяков ездил на машине своей девушки (между собой они решили, что она будет ездить на его, более безопасном, автомобиле, а он – на ее). А она праздничные дни проводила на даче. И получилось, что из-за рассеянности полицейских и ее парня ей пришлось прерывать отдых и специально приезжать в город вызволять свою регистрацию. Это в некоторой степени объясняет, почему она столь категорично не желала подписывать бумагу о том, что не имеет претензий к ГИБДД. Претензии у нее были.

Синячок вроде засоса

Часть того, что происходило в дежурной части, любой из нас может увидеть на видеозаписи, появившейся в Интернете. Девушка объясняет, что у нее есть претензии, сотрудник полиции настаивает на том, что она их не имела. Чуть в глубине помещения сидит и что-то пишет некий майор. Как объяснил Костяков, это был тот самый ответственный по батальону, которого он дважды вызывал накануне. В какой-то момент Костяков произносит ту самую фразу про ротик, которую день назад сказал ему майор. Тогда майор надевает фуражку и выходит из подсобки. Дальше затемнение, возня, мужские и женские крики…

– Я всего лишь повторил ту самую фразу, которую полицейский сказал мне накануне, – объясняет Никита. – Когда инспектор почти довел мою девушку до слез, я не мог за нее не вступиться. Но получается, что они нам могут говорить все что угодно, любые обидные слова, а мы должны все это терпеть?!

Костяков утверждает, что, увидев подходящего к нему майора, он поднял вверх левую руку с открытой ладонью (правой он продолжал съемку на телефон) в знак того, что он безоружен и не агрессивен. И тут один из двух стоящих рядом инспекторов начал заламывать ему эту руку за спину, кто-то ударил коленом в живот, а майор выбил из рук телефон.

– После удара коленом я согнулся от боли, а эти три мужика затолкали меня в угол, как котенка, и там один из них наступил мне ботинком на руку, – рассказывает Костяков. – Второй рукой я пытался закрывать лицо, а майор бил меня. Один удар пришелся в губу, второй – в нос и третий – в скулу.

В этой сутолоке один из полицейских надавил парню локтем на горло. Как уверяет Никита, в этот момент он начал задыхаться. У него стояли на руке, чье-то плечо упиралось ему в рот, локоть – в горло, кричать он не мог, сопротивляться тоже, и тогда инстинктивно Костяков сдавил зубы и прокусил китель инспектору ГИБДД. Куртку, китель, рубашку, а может быть, и погон. Этот маневр освободил горло задерживаемого, полицейские слезли с его руки и надели на нее наручник. После чего, как утверждает Костяков, укушенный втянул его за этот наручник в комнату с кожаным диваном и там, видимо, от обиды два раза ударил ногой. В висок и в щеку. После чего молодому человеку стало плохо с сердцем и ему вызвали «скорую».

– Я очень испугался за сердце, – говорит Никита. – Врачи измерили мне давление и дали какие-то таблетки. Зафиксировали ссадину на губе, а обо всем другом я в тот момент как-то не думал. Синяки же заживут, а сердце – это мотор. Уже когда все кончилось, я пошел в травмпункт, и мне там диагностировали перелом носа и сотрясение мозга… Инспектор тот тоже попросил зафиксировать укус. У него там на плече синячок такой был типа засоса.

Согласно рассказу Никиты Костякова, в девять вечера его повезли в наркодиспансер на алкогольное освидетельствование, а в одиннадцать проверили на наркотики. Алкогольный тест дал отрицательный результат. Наркотический указал на факт употребления марихуаны.

– Но я не употреблял марихуану, – говорит Костяков. – На следующий день я пошел в диспансер еще раз и прошел этот же тест. Он не обнаружил у меня следов никаких наркотиков. А то, что говорят, будто я мог подменить анализ, так я сдавал его в присутствии врача. Еще никак не получалось, потому что он смущал меня.

Как нам объяснили в наркологическом диспансере, у Костякова 1 мая было установлено не наркотическое опьянение, а «факт употребления наркотика». При этом следует учесть, что марихуана «держится» в организме до месяца. Так что если Костяков и употреблял ее, то очень задолго до описываемых событий.

Что до дальнейшей судьбы задержанного, то его отвезли в отделение полиции под Гоголевский мост и продержали там ночь в одиночной камере. А утром доставили в суд, где ему присудили штраф в тысячу рублей за неповиновение властям.

К пуговицам претензий нет

Понятно, что это лишь одна из версий происшедшего. Нельзя исключать, что полицейские вежливо и деликатно надевали наручники на молодого человека, а он из природной неприязни к ним специально издавал жалобные крики, чтобы выложить фальшивое «избиение» в Интернет и отомстить им за 39 штрафов и наказаний. Не исключено, что и за плечо он укусил инспектора исключительно в силу вздорности своего характера. Да и нос, чем черт не шутит, он мог сам себе надломить из вредности.

Однако в любом случае остается непонятным, почему полицейские решили задержать Костякова и надеть на него наручники? Что такого противозаконного он совершал, стоя рядом со своей девушкой в дежурной части? Может быть, там нельзя совершать видеосъемку? Но его об этом не предупредили. Да и по нашим сведениям, в дежурной части ГИБДД на сегодняшний день отсутствуют собственные камеры видеонаблюдения, что, по сути, делает их работу абсолютно бесконтрольной. Или, может быть, юноше в принципе нельзя было там находиться? Но это не так. Он пришел туда за своими водительскими правами. Девушка забирала свою регистрацию на машину, а он – свои права. Он не просто имел право там находиться, а даже должен был, дабы вернуть свой документ.

Может быть, Костяков был излишне дерзок с блюстителями закона? Действительно фраза «Ротик свой прикройте» неприятна и может вывести человека из себя. Но ведь блюститель закона сам разговаривает точно так же, и если Костяков говорит правду, он сможет доказать это, предоставив запись видеорегистратора. И еще вопрос: почему полицейский так навязчиво убеждал девушку расписаться в том, что она не имеет претензий?

Как нам объяснили в пресс-службе петрозаводской ГИБДД, рапорт, на котором должна была расписаться владелица регистрации, содержал в себе информацию о том, почему ее документ оказался у полицейских. Согласно этому рапорту, Костяков сам неаккуратно выронил документы на землю, так что полицейские здесь ни при чем. Они, наоборот, их заметили, подняли и возвращают. Но расписаться инспектор просил девушку не по сути рапорта, а лишь по поводу того, что регистрация цела и к ее состоянию у хозяйки претензий нет. Ну вроде как если вы заказали в ресторане суп, прождали его два часа и были обсчитаны официантом, а вас просят подписать бумагу, будто вы не имеете претензий. И на словах объясняют, что речь якобы идет о претензиях исключительно к качеству супа. Ну или как у Жванецкого: «К пуговицам претензии есть?»

Что до всех остальных вопросов, то отвечать на них в ГИБДД пока не хотят. Говорят, что правовую оценку тому, имели ли они право задерживать Костякова и избивали ли они его, вынесет следствие.

Мы будем следить за дальнейшим развитием событий.