Общество А Петрозаводск – разве не республика?

Илона Радкевич
№22 (940) 28.05.2014

На прошлой неделе глава Петрозаводска Галина Ширшина провела пресс-конференцию, на которой снова представила свои последние инициативы и прояснила ситуацию с «зависшей» субсидией для Троллейбусного управления.

– У меня была возможность в течение нескольких месяцев провести анализ городского хозяйства, выяснить, что с ним происходит, – говорит мэр. – Я считаю, что для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нам нужны очень четкие и конкретные действия. И эти действия не должны ни в коей мере ущемлять республику, но они должны быть направлены на создание той основы, которая позволит Петрозаводску динамично развиваться.

Мораторий

Галина Игоревна выступила с рядом инициатив, которые уже довела до сведения губернатора.

Прежде всего, администрация города выступила с предложением ввести мораторий на изменение нормативов отчислений в бюджет Петрозаводского городского округа из бюджета республики. Что это значит? Это значит, что между городом и республикой существуют межбюджетные отношения и действуют определенные нормативы отчислений из одного бюджета в другой. Так вот, по мнению главы города, в течение пяти лет эти нормативы меняться не должны.

– Мы ни в коей мере не залезаем в республиканский бюджет и не пытаемся решить проблемы города за счет республики, – сразу оговорилась Галина Ширшина. – Мы хотим, чтобы было четкое понимание всеми участниками межбюджетных отношений финансовой основы, от которой мы должны отталкиваться.

Если инициатива главы города не найдет поддержки, развитие столицы Карелии ставится под угрозу.

– Мы поработаем с населением Петрозаводска, поработаем с бизнесом, со всеми органами власти, которые есть на территории города, мы сделаем все, чтобы пополнить бюджет, а в декабре включится отрицательный трансферт или поменяются отчисления по НДФЛ, и получится, что все дополнительно заработанные городом деньги рассосутся на текущие задачи и ни о каком развитии речи уже не будет, – пояснила мэр. – Невозможно развиваться, если есть опасность, что даже те нормы отчислений, которые существуют на сегодня, могут быть уменьшены.

Галина Игоревна уверена, что это предложение выгодно республике: чем больше город зарабатывает, тем больше отчислений идет, в том числе и в республиканский бюджет. Александр Худилайнен, по словам мэра, от озвученной инициативы не отмахнулся. Официального ответа пока не дал, но на словах отметил, что смысл в предложении есть.

50 процентов

В городской администрации довольно долго анализировали ситуацию с дорожными фондами (как известно, их два: муниципальный и республиканский) и пришли к выводу: на ремонт петрозаводских дорог из республиканского Дорожного фонда должно выделяться гораздо больше, чем 10 процентов от общей суммы, как сейчас. Впрочем, даже эти 10 процентов вот уже почти полгода Петрозаводску почему-то не перечисляют: республиканская власть тянет с подписанием соглашения.

– Чтобы не было ощущения, будто Петрозаводск сам ничего не делает, а просит денег у республики, я хочу очень четко обозначить: мы не просим денег, – говорит Галина Ширшина. – Я считаю, что предложение, с которым я выступаю, аргументированное, логичное и выгодное для республики.

А предлагает Галина Игоревна на ремонт дорог Петрозаводска направлять половину средств республиканского Дорожного фонда.

– Республиканский Дорожный фонд формируется не только из транспортного налога, но и из акцизов, – напомнила глава города. – Акцизы приходят из федерального бюджета, и их распределение на муниципальные образования – это ответственность субъекта. Именно субъект принимает решение, сколько и кому давать денег. Есть нижняя граница – 10 процентов. А верхнюю границу никто не устанавливает. Почему эта верхняя граница от акцизов не может быть 20, 30, 40 процентов или 50? Я считаю, что Петрозаводск не просто имеет право, а должен получить 50 процентов от республиканского Дорожного фонда. И это инициатива, с которой должна выступать республика, а не администрация Петрозаводского городского округа. В городе, по оценкам ГИБДД, зарегистрировано около 140 тысяч автовладельцев. Это около 50 процентов всех автомобилистов Карелии. Население Карелии, которое пользуется этими дорогами, имеет право вкладывать свои средства в их ремонт. Кроме того, Петрозаводск – это город, который привлекает внимание инвесторов. По Петрозаводску судят о республике те люди, которые приезжают сюда: и либо они хотят оставить здесь деньги и развивать свой бизнес, либо делают вывод, что у нас непонятно что происходит, и уезжают. Я уже не говорю про туристов. Какое производит впечатление Петрозаводск с таким состоянием дорог?

Галина Игоревна уверена: республике выгодно, чтобы Петрозаводский городской округ выглядел как можно лучше.

– Когда мне говорят, что я не думаю о республике, выдвигая подобные предложения, у меня возникает вопрос: «А что, Петрозаводск у нас не республика?!» – рассказывает мэр. – 40 процентов населения Карелии зарегистрировано в Петрозаводске. Но мы еще не знаем, сколько фактически проживает и сколько человек здесь работает.

Галина Ширшина призналась, что вот уже на протяжении нескольких месяцев пытается выяснить, куда тратятся средства республиканского Дорожного фонда:

– 10 процентов из этого фонда в 2014 году планируется потратить на Петрозаводск, а остальное – на какие дороги? Какая нагрузка на них? Знает ли население, что на эти дороги будет тратиться республиканский Дорожный фонд? Эта информация мне пока недоступна.

Война не за субсидию

Глава Петрозаводска в очередной раз подтвердила: решение о 10-рублевом проезде в троллейбусах было абсолютно верным и необходимым.

– На предприятии трудятся 600 человек, которые показали, что можно работать, не увеличивая долги, работать с доходом. При правильной организации работы это предприятие не просто может существовать, оно может развиваться.

Как известно, радужную картину сейчас омрачает ситуация с субсидией из городского бюджета, которую депутаты Петросовета внезапно отказались предприятию выделять. Внезапно – потому что в декабре, когда проезд в троллейбусах стоил 17 рублей, в необходимости субсидии народные избранники не сомневались. Сомнения появились, когда цена проезда снизилась до 10 рублей.

– Субсидия внесена в бюджет Петрозаводского городского округа и не зависит от цены проезда. Я хочу, чтобы все это понимали, – говорит Галина Ширшина. – Если бы муниципальное предприятие возило наших уважаемых жителей города по цене 15, 17 или 27 рублей, субсидия бы осталась прежней. При 17-рублевом проезде она была 111 миллионов рублей, и при 10-рублевом проезде предприятию нужна та же самая субсидия. Мы не просим больше. Мы просим депутатов выделить то, за что они сами же не так давно проголосовали.

Мэр призналась, что на заседаниях комиссий в последнее время ей неоднократно приходилось слышать от народных избранников: «Вы, Галина Игоревна, сделайте проезд 17 рублей, и никаких проблем с субсидией у вас не будет. Вы все получите».

Так в чем же дело? А дело, по мнению главы города, в чьей-то упущенной выгоде.

– Я хочу, чтобы все прекрасно понимали: эта война – не за субсидию. И даже не за цену проезда, – говорит Галина Ширшина. – А за 100 миллионов рублей в месяц, которые, по оценкам специалистов, население Петрозаводского городского округа экономит при 10-рублевом проезде в троллейбусах. Потому что эти 100 миллионов, до того как население начало экономить, были где-то и у кого-то. Мне постоянно говорят о том, что я хочу разорить автоперевозчиков. Да не хочу я их разорить. Я хочу сохранить то муниципальное предприятие, за которое я как руководитель, который заключает договор с директором, тоже несу ответственность.

На пресс-конференции глава города в очередной раз уточнила, что никакой войны, сколько бы об этом ни говорили и как бы кому ни казалось, между городской и республиканской властью нет.

– Если кто-то хочет ощущения войны – это проблема того, чье это желание, – заявила мэр. – На сегодняшний день все структурные подразделения администрации, все комитеты эффективно и качественно работают с правительством. Мы контактируем со всеми министрами и решаем проблемы, часто даже просто по звонку.

Единственный момент, который не устраивает Ширшину в отношениях с республиканским правительством – это отсутствие у города куратора. Олега Громова, который таковым числится, Галина Игоревна даже не обсуждает.

– Как бы ни пытались создать впечатление, что куратор есть, его нет, – говорит мэр. – И решение, с которым я выступила на одном из планерных заседаний, остается в силе (напомним: Галина Ширшина запретила сотрудникам администрации города общаться с первым заместителем губернатора после того, как на совещании по подготовке к приезду президента Путина Громов потребовал заключить муниципальные контракты без аукциона, что является нарушением закона. – Прим.авт.). Это не кураторство. Куратор несет ответственность за курируемый им объект и делает все для того, чтобы сработать во благо.