Криминал Тяжелое детство убийцы

Илона Радкевич
№24 (942) 11.06.2014

Продолжается судебный процесс по делу «олонецкого расчленителя» (так прозвали в народе 33-летнего Владимира Серова из поселка Ильинский Олонецкого района). Напомним: присяжными заседателями подсудимый был признан виновным в убийстве жены и 6-месячной дочери. Судья еще раз выслушал стороны обвинения и защиты, чтобы принять решение о наказании.

– Я бы, конечно, хотел, чтобы его приговорили к пожизненному заключению, – пояснил в суде отец погибшей Ирины Серовой. – Пусть подумает. Он убил не только мою дочь. Он убил маленького ребенка. И даже не раскаялся в этом.

Родственники Ирины ни во время следствия, ни в течение судебного процесса не заявляли никаких гражданских исков.

– А смысл? – говорит отец. – Дочь мне это не вернет.

Родных погибшей не интересуют деньги. Только наказание. Однако, несмотря на решение присяжных о том, что подсудимый снисхождения не заслуживает, в деле есть ряд смягчающих обстоятельств (например, такие, как явка с повинной и сотрудничество со следствием), которые не позволили прокурору попросить для Серова высшую меру наказания по инкриминируемой ему статье. Это значит, что максимальное наказание, которое суд может назначить подсудимому, – 20 лет лишения свободы.

Несостоявшийся маньяк

Государственный обвинитель просила, чтобы, каким бы ни оказался срок, первые годы Владимир Серов отбывал не в колонии строгого режима, а в тюрьме (в отличие от колоний, тюрьмы предусматривают пребывание заключенных в отдельных камерах).

Адвокат тоже не стал называть каких-то конкретных цифр. Лишь указал на то, что при вынесении приговора судье стоит учесть психическое состояние и условия воспитания его подзащитного. Серов хотя и признан вменяемым (по заключению экспертов, в момент совершения преступления он прекрасно осознавал то, что делал), некоторые расстройства психики обнаруживает. Специалисты отметили, что во время проведения психиатрической экспертизы подсудимый пытался симулировать. В частности, называл себя будущим маньяком-убийцей. Еще они отметили, что подсудимый не способен испытывать чувство вины, а вот чувство собственного превосходства над остальными ему доступно.

Детство же, на которое просит обратить внимание адвокат Серова, у его подзащитного и в самом деле было тяжелым. Владимир и его брат с сестрой росли в неблагополучной семье, он недоедал и носил грязную, оборванную одежду, а в пять лет оказался в детском доме: его мать была осуждена за убийство его отца. К слову, один раз эта женщина приходила на судебное заседание. Она не давала показаний. Лишь молча сидела в зале. В момент ее появления на лице подсудимого едва ли не единственный раз за весь судебный процесс промелькнула живая человеческая эмоция.

Приговор Серову будет оглашен в ближайшие дни.

Из характеристики с места работы

«Сначала показал себя с хорошей стороны. Выполнял все подсобные работы, которые ему поручались. Как электрик специалист был посредственный. Со временем совершенствовался. Освоившись в коллективе, начал вести себя высокомерно. Пререкался со старшими, механиками и другими специалистами предприятия. Порученные работы выполнял как бы нехотя. Инициативы никогда не проявлял. Друзей в коллективе не было. На работу не опаздывал и не прогуливал. Последние полгода был чем-то озабочен.»

P.S. Пока верстался номер, стало известно, что Верховный суд Карелии вынес приговор. Владимир Серов отправился за решетку на 19,5 лет, 5 из которых проведет в тюрьме. В своем последнем слове подсудимый сказал: «Кроме раскаяния в убийстве супруги и гибели дочери в результате несчастного случая мне добавить больше нечего. Я сам наказал себя неизмеримо хуже, чем может предложить закон».